Омраам Микаэль Айванхов

Воспитание начинающееся до рождения

осветить других -- надо быть светящимся, чтобы оживить других

-- надо быть живым существом. Воспитатели хотят преподать молодым поколениям

нравственные качества, которыми сами не обладают и не могут служить их

примером. И как же ты хочешь, чтобы молодежь не возмущалась, не бунтовала.

Это нормально, что они больше не слушаются'. Да, вот что мне говорит Солнце.

Настоящий педагог должен излучать качества, которым он хочет научить.

Надо, чтобы из него исходило нечто стимулирующее, заражающее других, чему

невозможно сопротивляться! Настоящий поэт, настоящий музыкант подталкивает

других стать поэтами и музыкантами. Настоящий носитель любви делает других

полными любви, отважный генерал, полный смелости, влияет на солдат: они

бросаются в атаку и приносят победу. Вообразите труса, боязливого, который

кричит: 'Вперед!' трясущимся голосом. Никто за ним не последует. Воспитатели

говорят: 'Надо быть хорошими, добрыми, надо быть честными, надо быть...' Но

таковы ли они сами? Тогда как же вы хотите, чтобы молодые поколения были ими

увлечены?

Современное воспитание остается поверхностным, периферийным. Итак,

настоящая педагогика

(149)



-- это центристская педагогика. Если внутренне вы благородны, честны и

справедливы, то, даже ничего не говоря, вы сделаете других вокруг вас

благородными, справедливыми и честными.

Подавать пример -- в этом всем магическое могущество педагогики, и

сколько бы я это ни повторял -- этого будет недостаточно. Все остальное --

только забавы, вздор. Знают, читают, пишут, объясняют, создают теории и

неспособны подать пример. Нет, я больше не читаю книг по педагогике. Их

слишком много и они противоречивы. Если вы зададите мне вопросы по манерам

воспитания в различных странах, по различным новым системам с современными

тенденциями, я вам скажу, что я ничего из этого не знаю. Вся моя воля, вся

моя энергия сконцентрированы на единственной идее: как достичь того, чтобы

стать примером, моделью. И это все.

(150)


2


Если в конце учебного года учителя, профессора столь усталые, то не

потому, что заниматься детьми -- это истощающая работа, а потому, что очень

часто они занимаются своей профессией как наемники: для них прежде всего --

это средство заработка на жизнь. И занимают их совсем не дети, и они

стараются всегда закончить свою работу возможно побыстрее, и никогда не

осознают величие их миссии: работать над душой всех этих ребят, доверенных

им Небом. У детей много недостатков -- это ясно. Но с тех пор как вы взяли

на себя обязанность быть воспитателем, вы вынуждены думать о будущем этих

детей, быть внимательным, любить их. Поскольку дети чувствительны к любви и

нежности, то через некоторое время они меняются.

Когда я был еще в Болгарии, около 50 лет тому назад, я был знаком с

одной очень пожилой женщиной, которая к концу своей жизни решила научиться

читать и писать. Она не

(151)



умела этого в своей молодости, и вот в возрасте 70 лет она попросила

допустить ее в школу. Это было в очень маленькой деревушке и учитель

согласился. Но вы можете себе вообразить... реакцию детей при появлении этой

старой женщины, сидевшей как и они, за партой. Они насмехались над ней, они

делали ей неприятности. А она не только не сердилась никогда на них, она их

еще ласкала, обнимала, целовала, приносила им маленькие подарки. И вот через

некоторое время дети больше не смеялись над ней, они ее уже обожали.

Однажды, когда она простудилась и не смогла прийти в школу, дети отправились

к ней, чтобы умолять ее побыстрее вылечиться и вернуться. Они не хотели

учиться, если ее не было рядом с ними.

Чтобы суметь произвести подобный эффект на детей, надо обладать большой

любовью и большим терпением. В истории известны исключительные воспитатели,

как Песталоцци, который не был столь уж образован, но благодаря силе любви

он имел большие успехи в работе с трудными детьми; но это редкий случай. Я

понимаю, какая грандиозная задача -- воспитывать