Омраам Микаэль Айванхов

Воспитание начинающееся до рождения

вашей подписи. Пока вы не

подписались, обещания не имеют никакой цены. Вы можете декларировать,

(81)



обещать или завещать все, что угодно, но без вашей подписи никто не

примет всерьез ваши документы. Перед лицом общества только подпись чего-то

стоит. И так же в духовной работе, слово -- это как подпись.

Когда я это сказал, президент антропософского общества Голландии

воскликнул: 'О! Это что-то новое для нас!' Он был восхищен. Да, это истины,

которые многие не знают. Слово, следовательно, очень важно. Вы можете думать

часами, если хотите, но если вы пожелаете что-то пробудить , дать некий

импульс, чтобы ваша мысль была конкретизирована в плане физическом, должно

вмешаться слово. Мысль могущественна в плане психическом. Слово

могущественно в плане физическом. Примите эту истину, и вы достигнете

больших результатов. Только, конечно, не произносите слов прежде, чем вы не

сформировали в себе живую мысль, поддержанную сильным чувством, иначе ваши

слова останутся пустыми, бессильными и не произведут никакого результата.

Даже слушающие меня здесь дети всегда что-то в себе регистрируют из того,

что я говорю. Позже все, что они таким образом зарегистрировали, даже может

быть не понимая, возникнет опять в их сознании, и в этот момент они смогут

это использовать; и преуспеют намного лучше, чем дети, не присутствовавшие

(82)



на некоторых занятиях здесь, под предлогом, что они еще не достигли

необходимого возраста.

Это же можно сказать о детях, которых их родители приводят каждое утро

на Скалу - присутствовать при восходе солнца. Можно подумать, что было бы

предпочтительнее для этих детей оставаться в кровати. Нет, так как если они

даже будут дремать на Скале, они будут пропитаны атмосферой молитвы,

медитации, созерцания, они получат лучи солнца, являющиеся сознательными

духами, и эти лучи будут работать над их эфирным телом и оставят там следы.

Через несколько лет, если некоторые из их друзей попытаются увлечь их в

какие-то достойные порицания действия, эти дети почувствуют в себе

сопротивление, некую силу, которая их удержит на пути чистоты, света,

мудрости. Даже если они не знают происхождения этой силы, настолько это

влияние оказывается глубоким в них, что они будут вынуждены это

констатировать. Вот почему воспитание должно осуществляться даже прежде, чем

в детях проявятся понимание и разумение.

Впрочем, я продвинулся намного дальше, говоря, что после рождения уже

очень поздно начинать воспитание ребенка. Да, в этот момент родителя уже не

имеют никакой возможности

(83)



влиять на ребенка. Надо, чтобы они начали заниматься этим до рождения и

даже до зачатия. Именно в этот момент начинается настоящее воспитание --

могущественное, реально ощутимое и нерушимое.

Моя педагогическая концепция нова - я это знаю, даже кажется странной,

но она дает результаты. Когда ребенок ест, он не понимает еще какие энергии

принесет ему пища, как эти энергии будут способствовать его физическому

росту, нравственному совершенствованию, развитию разума, но не надо ждать,

когда ребенок начнет все это понимать, чтобы потом давать ему есть. И не

стоит тем более ждать, когда он начнет понимать, чтобы внести в него

духовные элементы. Если вы будете ждать, когда дети будут способны понимать,

что такое духовная жизнь, чтобы что-то им давать в этой сфере, они будут

очень быстро мертвы, духовно мертвы. И как раз очень часто именно это

происходит. Ждут, чтобы дети достигли возраста, в котором они смогут

воспринимать духовное воспитание, и в этом ожидании позволяют им настолько

погрузиться в посредственную жизнь, что когда затем захотят их поднять, то

будет уже поздно -- ничего уже нельзя будет сделать.

(84)



VII


НИКОГДА НЕ ПОЗВОЛЯЙТЕ РЕБЕНКУ БЫТЬ НЕАКТИВНЫМ


Вы видели, как горды дети, когда они поют. Для них это серьезно. Они

делают нечто весьма ценное. Всю жизнь они потом