Омраам Микаэль Айванхов

Воспитание начинающееся до рождения

божественным, чтобы ты был очень разумным,

сильным, чистым и добрым...' И пусть таким образом она ему говорит все, что

она желает лучшего для него. Возможно, что некоторые находят этот метод

бессмысленным, но те, кто знает великие законы вселенной, меня одобрят, так

как они

(78)



знают, что слово всемогуще. Даже если в этот момент ребенок ничего не

понимает, слова матери зафиксируются в подсознании и будут работать на него

в направлении, выбранном для него матерью.

Пусть матери делают это каждый день, каждый вечер и даже по ночам.

Пусть они говорят со своим ребенком, нежно лаская ему головку, о всех силах,

качествах и добродетелях, которыми он должен обладать и которые он попозже

разовьет в себе: он будет счастливым, большим, великим, он станет существом

исключительным. И пусть матери произносят только самые поэтичные и самые

прекрасные слова.

Обычно, чтобы воспитывать своих детей, ждут момента когда дети будут

способны к разумному пониманию. И тогда ребенку начинают давать всякого рода

объяснения и думают, что это и есть воспитание. Объяснения никогда не имеют

большой педагогической ценности. В педагогике единственный действительно

эффективный метод -- это пример. Покажите конкретно детям, что они должны

делать, сделайте это перед ними, и ничего больше не надо объяснять. Покажите

им, как надо умываться, как надо чистить себя, как надо наводить порядок,

как надо готовить еду... Дети -- это как маленькие обезьянки: когда

(79)



они видят, как вы что-то делаете, они обязательно это повторят.

И теперь кто-то мне говорит: 'Но прежде чем делать то, что вы

советуете, я хочу в точности понять, как это происходит и какие процессы

возникают в эфирной сфере.' 0-ля-ля. Если вы ждете, чтобы все увидеть и

понять, и только потом начать это исполнять, вы будете ждать веками, а за

это время ваш ребенок станет негодяем. Отправляйтесь теперь к себе и

занимайтесь вашим ребенком, потому что на вас лежит великая ответственность.

И самое прекрасное, что в тот момент, когда вы произносите эти

магические слова для вашего ребенка, из вашего сердца и вашей головы будут

излучаться самые великолепные цвета и даже некоторые светлые существа,

притянутые и тронутые всей этой красотой, решат остаться рядом с вашим

ребенком, чтобы работать на него. И тогда, я вас умоляю -- заставьте

немножко работать ваш разум, готовый всегда возражать и задавать вопросы, и

верьте в то, что я вам говорю сегодня, и вы достигнете результата, и

особенно ваши дети выиграют от этого. Достаточно ли знают люди законы

психического мира, духовного мира, чтобы что-то говорить или сомневаться в

том, что я говорю? Пока вы еще невежественны, у вас есть необходимость

поверить кому-то, следовать за

(80)



кем-то, кто продвинулся дальше вас на пути познания. Итак, пусть матери

говорят со своими детьми, даже если они спят, даже если они ничего не

понимают. Некоторые скажут, что они говорят со своими детьми мысленно. Но

этого недостаточно, так как существует большая разница между мыслью и

словом.

Однажды я находился в Амстердаме, где проводил беседы, и в аудитории

было много представителей разных духовных направлений... Среди других

сюжетов я коснулся и медитации: я говорил, что медитация способствует

накоплению психической энергии, и что многие люди, довольствующиеся

медитацией без слов, чувствуют, как накопление сил в них приводит к

смятению, к нарушению их внутреннего порядка. Почему? Потому что люди не

умеют давать выход этим энергиям, ориентировать их. Надо произнести

несколько слов, чтобы все существа, собравшиеся в них в результате

медитации, поспешили в направлении, указанном словом. Почему словом? Разве

мысль сама по себе не очень могущественна? Могущественна, только мысль без

слова -- это как, если бы вы написали на бумаге какие-то обещания, взяли на

себя какие-то обязательства, но не поставили внизу