Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 2)

символами. Часто образом зерна пользуется и Христос, и в этом образе скрыта огромная сила. Идея заключает в себе и биологическое объяснение целой серии тонких и сложных проблем жизни. Природа необыкновенно щедра, почти расточительна. Она создаЈт колоссальное количество семян, чтобы немногие из них могли прорасти и нести жизнь дальше. Если смотреть на человека, как на 'зерно', становится понятным 'жестокий' закон, который постоянно подчЈркивается в Евангелии: значительное большинство человечества - не более, чем 'мякина', которая подлежит сожжению.

Христос часто возвращается к этой идее, и в его объяснениях она утрачивает свою жестокость, ибо становится понятно, что в 'спасении' или 'гибели' каждого человека нет ничего предопределЈнного или неизбежного, что и то, и другое зависит от самого человека, от его отношения к себе, к другим, к идее Царства Небесного.

В следующих притчах Христос снова подчЈркивает идею и значение эзотеризма в его отношении к жизни, его малую внешнюю величину по сравнению с жизнью; он указывает, однако, на его громадные возможности и значение, на особое качество эзотерических идей: они приходят лишь к тому, кто понимает и высоко оценивает их смысл.

Эти краткие притчи, в каждой из которых заключено содержание всего евангельского учения, замечательны и как произведения искусства.

Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своЈм,

Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех здаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вкисло всЈ.

ВсЈ сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им...

ЕщЈ подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое нашед человек утаил, и от радости о нЈм идЈт и продаЈт всЈ, что имеет, и покупает поле то.

ЕщЈ подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин,

Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошЈл и продал всЈ, что имел, и купил еЈ.

ЕщЈ подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода,

Который, когда наполнился, вытащили на берег и севши хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон (Матф. XIII, 31-34 44-48)

В последней притче опять содержится идея разделения, отбора. Далее Христос говорит:

Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных,

И ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

И спросил их Иисус: поняли ли вы всЈ это? Они говорят Ему: так, Господи! (Матф. XIII, 49-51)

Но, очевидно, ученики не совсем поняли сказанное или поняли что-то не так, смешали новое объяснение со старым, потому что Христос тут же говорит им:

...Поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое (Матф. XIII, 52)

Это замечание относится к интеллектуальному изучению евангельского учения, к попыткам его рационального истолкования, когда элементы эзотерических идей смешаны с голой схоластической диалектикой, новое со старым.

Последующие притчи и поучения содержат ту же идею отбора и проверки; только тот человек, который создаЈт внутри себя Царство Небесное со всеми его законами и правилами, может войти в Христово Царство Божие.

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими.

Когда начал он считаться, приведЈн был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов;

А когда он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всЈ, что он имел, и заплатить;

Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: 'Государь! Потерпи на мне, и всЈ тебе заплачу'.

Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

Раб же тот вышед нашЈл одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: 'Отдай мне, что должен'.

Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: 'Потерпи на мне, и всЈ отдам тебе'.

Но тот не захотел, а пошЈл и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и пришедши рассказали государю своему всЈ бывшее.

Тогда государь его призывает его и говорит: 'Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

Не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?'

И разгневавшись государь его отдал его истязателям, пока не