Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 2)

нас, но наше представление об этих причинах ложно. Или, говоря иначе, что мир в себе, т.е. мир сам по себе, помимо нашего восприятия, существует, но мы не знаем его и никогда не сможем узнать, ибо всЈ, что доступно нашему изучению, т.е. весь мир феноменов или проявлений - это лишь наше представление о мире. Мы окружены стеной наших представлений и не можем заглянуть через эту стену на реальный мир.

Каббала ставит своей целью изучение мира, каков он есть, мира в себе. Другие 'мистические' науки имеют точно такую же цель.

В алхимии четыре первоначала, из которых состоит реальный мир, названы четырьмя стихиями, или элементами: это огонь, вода, воздух и земля, смысл которых перекликается с четырьмя каббалистическими буквами. В магии четырЈм стихиям соответствуют четыре класса духов: эльфы, ундины, сильфы и гномы, т.е. духи огня, воды, воздуха и земли. В астрологии им соответствуют четыре стороны света: восток, юг, запад и север, которые, в свою очередь, служат иногда для обозначения разных частей человека. В Апокалипсисе это четыре существа: с головой быка, с головой льва, с головой орла и с головой человека.

ВсЈ вместе это сфинкс, изображение слитых воедино четырЈх первоначал.

Таро представляет собой как бы комбинацию каббалы, алхимии, магии и астрологии.

ЧетырЈм началам, или четырЈм буквам Имени Божества, или четырЈм алхимическим стихиям, или четырЈм классам духов, или четырЈм делениям человека, или четырЈм апокалиптическим существам в Таро соответствуют четыре масти: жезлы, чаши, мечи и пентакли.

Таким образом, каждая масть, каждая из сторон квадрата, равного точке, изображает одну из стихий, управляет одним классом духов. Жезлы - это огонь, или эльфы; чаши - вода, или ундины; мечи - воздух, или сильфы; пентакли - земля, или гномы.

Кроме того, в каждой отдельной масти король означает первое начало, или огонь, королева (дама) - второе начало, или воду, рыцарь - третье начало, или воздух, и паж (валет) - четвЈртое начало, или землю.

Дальше, туз вновь означает огонь, двойка - воду, тройка - воздух, четвЈрка - землю. ЧетвЈртое начало, совмещая в себе три первых, является началом нового квадрата. ЧетвЈрка является первым началом, пятЈрка - вторым, шестЈрка - третьим, семЈрка - четвЈртым. Далее, семЈрка опять является первым началом, восьмЈрка - вторым, девятка - третьим и десятка - четвЈртым, завершая последний квадрат.

ЧЈрные масти (жезлы и мечи) выражают активность и энергию, волю и инициативу, а красные (чаши и пентакли) - пассивность, инерцию и объективную сторону. Далее, две первые масти, жезлы и чаши, означают добро, т.е. благоприятные условия или дружественные отношения, а две вторые, мечи и пентакли, - зло, т.е. неблагоприятные условия и враждебные отношения.

Таким образом, каждая из 56 карт означает нечто активное или пассивное, доброе или злое, проистекающее от воли человека или приходящее к нему со стороны. Значения карт комбинируются всевозможными способами из символического значения их мастей и достоинств. В общем, 56 карт представляют собой как бы полную картину всех возможностей человеческой жизни, на чЈм и основано применение Таро для гадания.

Но философский смысл Таро далеко не полон без 22 нумерованных карт, или 'главных арканов'. Эти 22 карты имеют, во-первых, числовое значение, а во-вторых, очень сложное символическое. Взятые в числовом значении, они образуют равносторонние треугольники, квадраты и иные фигуры, смысл которых определяется по составляющим их картам.

Литература, посвящЈнная Таро, занимается, главным образом, истолкованием символических рисунков 22 карт. Многие писатели мистических книг организуют свои сочинения по плану Таро, но их читатели зачастую об этом и не подозревают, так как Таро не всегда здесь упоминается.

Я уже указывал на книгу 'неизвестного философа' Сен-Мартэна - 'Естественная таблица отношений между Богом, человеком и вселенной', вышедшую в XVIII веке. Именно в Таро, как говорит современный последователь Сен-Мартэна доктор Папюс, 'неизвестный философ' обнаружил таинственные звенья, связывающие Бога, человека и вселенную.

Книга Элифаса Леви 'Догма и ритуал высокой магии' (1853 г.) также написана по плану Таро. Каждой из 22 карт Э. Леви посвящает две главы, одну в первой части и одну во второй. Элифас Леви ссылается на Таро и в других своих книгах: 'Великая тайна' и др. Комментаторы Таро обычно упоминают 'Историю магии' Христиана (на франц. языке, 1854 г.), в которой приводится астрологическое толкование 56 карт.

Очень известны книги С. Гвайта с необычными аллегорическими названиями