Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 2)

истолкование, утверждая, что мир равен психике человека. А теперь в центре у нас также находится мир, или 21-я карта, равная треугольнику и квадрату, вместе взятым. Мир пребывает в кругу времени, в окружении четырЈх начал (или четырЈх стихий), изображЈнных четырьмя апокалиптическими животными. Квадрат тоже изображает мир (или четыре стихии, из которых состоит мир).

В заключение интересно привести несколько любопытных соображений из книги 'Цыганское Таро' о происхождении других известных игр (шахмат, домино и пр.) из Таро, а также легенду о происхождении Таро.

'Таро составлено из чисел и фигур, которые взаимно влияют друг на друга и объясняют друг друга, - пишет автор 'Цыганского Таро' Папюс.

Если расположить фигуры по кругу, а числа по другому кругу внутри первого так, чтобы внутренний круг мог двигаться, мы получим древнюю рулетку, на которой, если верить Гомеру, Улисс не особенно честно играл под стенами Трои.

Если взять шахматную доску, то из 56 карт Таро мы наберЈм все существующие шахматные фигуры. Из четырЈх карточных королей возьмЈм двух шахматных, из дам - двух королев, затем четырЈх рыцарей, которых назовЈм конями, четырЈх пажей, или слонов, и четырЈх тузов, которых назовЈм башнями, или ладьями. Затем из 36 карт возьмЈм 16 пешек. При этом нужно заметить, что в старинных шахматах игра была четырЈхсторонняя, т.е. было четыре короля, четыре ферзя и т.д.

Если, совсем отбросив карточные фигуры, оставить одни числа и изобразить их на кубиках, получатся игральные кости, а если перенести очки на горизонтальные пластинки, получится домино.

Шахматы, упрощаясь, превратились в шашки, как колода Таро, упрощаясь и теряя некоторые свои особенности, превратилась в обычную колоду карт.

Наконец, наша колода карт, по сравнению с первой, согласно общему мнению, появившейся при Карле VI, относится к более древним временам. Испанские законы, запрещавшие благородным людям играть в карты, существовали гораздо раньше; так что само Таро - очень древнего происхождения.

Скипетры Таро стали трефами, чаши - червами, мечи - пиками, пентакли - бубнами. Кроме того, мы утратили двадцать две символические фигуры и четырЈх рыцарей.'

В той же книге Папюс рассказывает следующую историю о происхождении Таро; возможно, она придумана им самим:

'Египту угрожало нашествие чужеземцев, и, неспособный более отразить их, он готовился достойно погибнуть. Египетские учЈные (по крайней мере, так утверждает мой таинственный информатор) собрались вместе, чтобы решить, каким образом сохранить знание, которое до сих пор ограничивалось кругом посвящЈнных людей, как спасти его от гибели.

Сначала хотели доверить это знание добродетели, выбрать среди посвящЈнных особо добродетельных людей, которые передавали бы его из поколения в поколение.

Но один жрец заметил, что добродетель - самая хрупкая вещь на свете, что еЈ труднее всего найти; и чтобы сохранить непрерывность преемства при всех обстоятельствах, предложил доверить знание пороку.

Ибо последний, сказал он, никогда не исчезнет, и можно быть уверенным, что порок будет сохранять знание долго и в неизменном виде.

Очевидно, восторжествовало это мнение, и была изобретена игра, служащая пороку. Были выгравированы металлические пластинки с таинственными фигурами, которые некогда обучали самым важным тайнам; с тех пор азартные игроки передавали Таро из поколения в поколение гораздо лучше, чем это сделали бы самые добродетельные люди на земле.'

Эти фантазии французского 'оккультиста' могли бы представлять определЈнный интерес, если бы сам он не претендовал на эзотерическое знание. Но, конечно, они не подтверждаются исторически, и я привожу их только потому, что они хорошо передают общее чувство, возбуждаемое Таро и его непостижимым происхождением.

Карта 1: Фокусник.

Я увидел странного человека.

От земли до неба возвышалась его фигура, одетая в разноцветный шутовской наряд. Ноги его утопали в зелени и цветах, а голова в широкой шляпе с необычными полями, напоминающими знак вечности, скрывалась в облаках.

В одной руке он держал волшебную палочку, символ огня, которой указывал на небо; другою касался пентакля, символа земли, который лежал перед ним на лотке странствующего фокусника, бок о бок с чашей и мечом, символами воды и воздуха.

Как молния, промелькнуло во мне понимание того, что я вижу четыре магических символа в действии.

Лицо фокусника сияло и внушало уверенность. Его руки быстро подбрасывали, как бы играя, четыре символа стихий, и я догадывался, что он удерживает таинственные нити, которые связывают землю с далЈкими