Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 2)

- 'На пороге тайны', 'Храм Сатаны' и 'Ключ к чЈрной магии', к сожалению, не доведЈнные до конца. Первая из них - это введение, вторая посвящена первым семи картам, от 1 до 7, третья - вторым семи картам, от 8 до 15, а четвЈртая, которая завершала эти подробные комментарии, вообще не вышла.

Интересный материал для изучения Таро есть в трудах Освальда Вирта, восстановившего рисунки Таро и, кроме того, выпустившего несколько интересных книг по герметическому и массонскому символизму. Упомяну ещЈ работы А. Уэйта, который сопроводил краткими комментариями реставрированную в Англии колоду Таро и составил небольшой библиографический указатель сочинений по Таро. Из современных исследователей Таро определЈнный интерес представляют Буржа, Декресп, Пикар и английский переводчик Каббалы Макгрегор Мэтерс. У французского оккультиста 'доктора Папюса' есть две книги, специально посвящЈнные Таро ('Цыганское Таро' и 'Таро для гадания'); в других его книгах имеются многочисленные ссылки и указания на Таро, хотя они затемнены обилием дешЈвой фантазии и псевдомистики.

ПриведЈнным перечнем, конечно, не исчерпывается вся относящаяся к Таро литература; то те книги, которыми я пользовался при составлении настоящего очерка. Следует заметить, что никакая библиография Таро не может быть исчерпывающей, так как самые ценные сведения и ключи к пониманию Таро можно отыскать в сочинениях по алхимии, астрологии и мистике, авторы которых, возможно, вовсе и не думали о Таро. Для понимания образа человека, который рисует Таро, очень много даЈт книга Гихтеля 'Практическая теософия' (XVII в.), особенно рисунки к ней, а для понимания четырЈх символов Таро - книга Пуассона 'Теории и символы алхимиков'.

О Таро упоминается в книгах Е.П. Блаватской - и в 'Тайной Доктрине', и в 'РазоблачЈнной Исиде'. Есть все основания предполагать, что Е.П. Блаватская придавала Таро особое значение. В издававшемся при жизни Блаватской теософском журнале имеются две неподписанные статьи о Таро, в одной из которых подчЈркивается фаллический элемент, заключающийся в Таро.

Но если говориь вообще, то изучение литературы по Таро приносит большое разочарование, как и знакомство с оккультной и специальной теософской литературой: ибо обещает она гораздо больше, чем даЈт.

Каждая из упомянутых книг содержит о Таро нечто интересное. Но наряду с ценным и интересным материалом имеется очень много мусора, и это характерно для всей 'оккультной' литературы вообще. А именно: во-первых, для них характерен чисто схоластический подход, когда смысл ищут в букве; во-вторых, делают слишком поспешные выводы, прикрывают словами то, что не понял сам автор, перескакивают через трудные проблемы, не доводят умозаключения до конца; в-третьих, налицо излишняя сложность и несимметричность построений. Особенно этим изобилуют книги 'доктора Папюса', который в своЈ время был самым популярным комментатором Таро.

Между тем, тот же Папюс говорит, что всякая сложность указывает на несовершенство системы. 'Природа очень синтетична в своих проявлениях, и простота лежит в основе еЈ самых по внешности запутанных феноменов', - пишет он. Это, конечно, верно; но именно этой простоты и не достаЈт всем объяснениям системы Таро.

По этой причине даже самое обстоятельное изучение подобных сочинений мало способствует пониманию системы и символов Таро и почти не помогает практическому применению Таро как ключа к метафизике и психологии. Все авторы, писавшие о Таро, превозносят его до небес, называют универсальным ключом, но не указывают, как этим ключом пользоваться.

Я приведу несколько отрывков из работ тех авторов, которые пытались объяснить и истолковать Таро и его идеи.

Элифас Леви говорит в книге 'Догма и ритуал высокой магии':

'Универсальный ключ магии есть ключ всех древних религий, ключ каббалы и Библии, ключ Соломона.

Этот ключ, который много столетий считался потерянным, теперь найден, и мы имеем возможность открыть гробницы древнего мира и заставить древних мертвецов говорить, увидеть памятники прошлого во всЈм их блеске, понять загадку Сфинкса, проникнуть во все святилища.

У древних пользование этим ключом разрешалось только главным жрецам, и секрет его сообщался только высшим посвящЈнным.

Ключ, о котором идЈт речь, представлял собой иероглифический и числовой алфавит, выражающий буквами и числами ряд всеобщих и абсолютных идей.

Символическая тетрада, т.е. четверичность в мистериях Мемфиса и Фив, изображалась четырьмя формами сфинкса: человек, орЈл, лев и бык - совпадающими с четырьмя элементами или стихиями древних: вода,