Петр Демьянович Успенский

Новая модель вселенной (Часть 2)

Царства Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют (Лука, VIII, 10)

Народ сей ослепил глаза свои и окаменил серде своЈ, да не видят глазами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтоб Я исцелил их (Исайя, VI, 10; Иоанн, XII, 40)

Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули...

Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат;

Ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Матф. XIII, 15-17).

Поучения притчами были характернейшей чертой проповеди Христа. Ренан находит, что в иудейской литературе не было ничего, способного послужить образцом для такой формы изложения. В 'Жизни Иисуса':

'Учитель с особым блеском проявлял себя в притчах. В иудаизме не существовала ничего, что дало бы ему образец этого восхитительного жанра. Именно он создал его'.

А дальше, с той поражающей непоследовательностью, которая характерна для всей 'позитивной' мысли XIX века и, в особенности, для самого Ренана, он пишет:

'Верно, что в буддийских книгах находятся притчи совершенно такого же рода и такой же композиции, что и евангельские притчи. Однако трудно допустить, чтобы сюда дошло буддийское влияние'.

На деле же буддийское влияние в притчах не вызывает никаких сомнений. И притчи больше, чем что-либо иное, доказывают знакомство Христа с учениями Востока, особенно с буддизмом. Ренан вообще пытается представить Иисуса очень наивным человеком, который много чувствовал, но мало думал и знал. В этом Ренан оказался выразителем взглядов своего времени, своей эпохи. Ибо характерной чертой европейской мысли является то, что мы мыслим только крайностями: Христос - или Бог, или наивный человек. По этой же причине нам не удаЈтся уловить те тонкие психологические различия, которые Христос вводит в притчи. Объяснения притчей, которые даЈт Христос, не менее интересны, чем сами притчи.

Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле:

Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге.

А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его;

Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно (Матф. XIII, 18-22).

Далее идЈт притча о плевелах:

Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своЈм;

Когда же люди спали, пришЈл враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушЈл;

Когда взошла зелень и показался плод, еогда явились и плевелы.

Пришедши же рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоЈм? откуда же на нЈм плевелы?

Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдЈм, выберем их?

Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы;

Оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу мою (Матф. XIII, 24-30)

У притчи о сеятеле и притчи о плевелах много разных смыслов. Прежде всего, конечно, в них выражен контраст между чистыми идеями эзотеризма и идеями, смешанными с 'плевелами', которые посеял дьявол. В этом случае зЈрна, или семена, означаюь идеи.

В одном месте Христос говорит прямо:

Сеятель слово сеет (Марк, IV, 14)

В других же случаях семя, или зерно, символизирует человека.

'Зерно' играло очень важную роль в древних мистериях. 'Погребение' зерна в земле, его 'смерть' и 'воскресение' в виде зелЈного побега символизировали всю идею мистерий. Существует немало наивных, псевдо-научных попыток истолковать мистерии как 'земледельческий миф', т.е. как пережиток древних языческих обрядов. В действительности, эта идея, несомненно, бесконечно шире и глубже; и конечно же, она задумана не первобытным народом, а одной из давно исчезнувших доисторических цивилизаций. Зерно аллегорически изображало 'человека'. В елевсинских мистериях каждый кандидат в посвящение нЈс в особой процессии зерно пшеницы в маленькой глиняной чаше. Тайна, которую открывали человеку при посвящении, заключалась в том, что он может просто умереть, а может, как зерно, восстать к какой-то иной жизни. Такова главная суть мистерий, которую выоажали разнообразными