Махариши Патанджали

Йога-сутра

/>

54. Озаряющее, всеобъемлющее, всевременное и мгновенное, - таково

знание, порожденное различием.

55. При схожести чистоты саттвы и Пуруши [возникает] абсолютное

обособление.


Глава четвертая. ОБ АБСОЛЮТНОМ ОСВОБОЖДЕНИИ


1. Совершенные способности возникают благодаря [соответствующей

форме] рождения, лекарственным снадобьям, [чтению] мантр, практике

аскетизма [и] йогическому сосредоточению.

2. [Их] трансформация в другую форму существования [происходит] в

результате восполнения первопричины.

3. Инструментальная причина не является побудителем производящих

причин, но благодаря ей уничтожаются препятствия, как у земледельца

[при орошении полей].

4. Сотворенные сознания [могут возникнуть] только из самости.

5. При [всем] разнообразии [их] деятельности сознание, которое

направляет [действие] многих, одно.

6. Из этих [видов сознания то, что] порождено йогическим

сосредоточением, не имеет скрытых следов.

7. Карма йогина не белая, не черная; у других [же] - трех видов.

8. Отсюда проявление только тех бессознательных впечатлений,

которые соответствуют созреванию плода своей [кармы].

9. [Бессознательные впечатления], даже разделенные формой

рождения, пространством и временем, [находятся] в неразрывной связи

вследствие однородности памяти и формирующих факторов.

10. И они безначальны, ибо жажда жизни вечна.

11. Поскольку [формирование бессознательных впечатлений] включает

причину, мотив, носителя и внешнюю опору, то при отсутствии таковых

эти [бессознательные впечатления также] отсутствуют.

12. Поскольку качественные определенности различаются по времени,

прошлое и будущее пребывают в своей собственной форме.

13. Они суть проявленные или 'тонкие' и наделены природой гун.

14. Самотождественность объекта [обусловлена] единообразием

изменений.

15. При самотождественности объекта [содержание воспринимающих

его] сознаний различны; поэтому обе эти [реальности] относятся к

разным сферам.

16. Кроме того, объект не зависит от единичного сознания, [ибо,

если] он [почему-либо] не может быть познан, то чем же в этом случае

он будет.

17. Объект познан или не познан в зависимости от того,

воздействует ли он на сознание [или не воздействует].

18. Содержания деятельности сознания всегда известны их

господину, ибо свойство изменяться к Пуруше не относится.

19. Оно не освещает самое себя по причине свойства быть объектом

восприятия.

20. Кроме того, обе они не [могут быть] познаны в одно и то же

время.

21. При [допущении, что одно содержание сознания воспринимается]

другим содержанием сознания, [возникает дурная] бесконечность

понимания понимания и смешение памяти.

22. Чистая энергия сознания, не передающаяся [объектам], познает

свой собственный разум, принимая его внешнюю форму.

23. Сознание, окрашенное Зрителем и тем, что воспринимается,

[становится] всеобъектным.

24. Это [сознание], хотя и расцвеченное бесчисленными

впечатлениями, [существует] для Другого, поскольку оно выполняет

соединяющую функцию.

25. У видящего различие прекращаются [все] размышления о

собственном существовании.

26. Тогда сознание растворяется в различении и тяготеет к

абсолютному обособлению.

27. В нем иногда [проявляются] другие содержания, [порожденные]

формирующими факторами.

28. Избавление от них подобно [избавлению] от аффектов.

29. У того, кто не привязан и к высшему постижению, вследствие

различения всегда [возникает] йогическое сосредоточение, [именуемое]

'Облако дхармы'.

30. Благодаря ему исчезают аффекты и карма.

31. И тогда, при беспредельности знания, освобожденного от всех

загрязняющих его препятствий, немногое [остается] из того, что должно

быть познано.

32. В результате этого завершается последовательное изменение

гун, осуществивших свою цель.