Махариши Патанджали

Йога-сутра

познающего, либо акта познания, либо объекта познания.

42. Споры и аргументация возникают, когда ошибочно смешиваются

между собой слово, его правильное значение и знание.

43. Когда память очищена, и ум сияет, как единственный объект,

это называют состоянием вне слов и аргументов.

44. Таким образом описываются медитация и сверхмедитация

(нирвикара), имеющая своим объектом тонкое.

45. Область тонкого завершается чистой материей, не имеющей

отличительных черт, или линги.

46. Они составляют медитацию с семенем (самадхи).

47. После достижения чистоты сверхмедитативного состояния

остается чистый поток Адхиашы (духовного сознания).

48. В этом состоит дар высшей мудрости (праджаны)

49. Праджана (мудрость), достигаемая в высших состояниях

сознания, отличается от той, которую достигают путем достижений и

доказательств, относящихся к частному.

50. Это ментальное впечатление (самскара) стоит на пути других

впечатлений.

51. Подавление даже этого посредством подавления всех состояний

ума достигается самадхи без семени


Глава вторая. САДХАНАПАДА, ИЛИ О ДУХОВНОМ УЧЕНИЧЕСТВЕ


1. Аскетизм, изучение священных текстов и посвящение поступков

Ишваре составляют йоговскую дисциплину.

2. Йоговская дисциплина практикуется с целью достижения самадхи и

устранения причин страданий (клеши).

3. Пять причин страданий - это невежество, эгоизм, привязанность,

отвращение, и желание жизни.

4. Невежество (авидья) - питательная среда для всех других -

спящих или ослабленных, чередующихся или действующих в полную силу.

5. Невежество (авидья) - это принятие невечного, нечистого,

злого, не-Атмана, за вечное, чистое, доброе, Атман.

6. Эгоизм есть отождествление способности познания с инструментом

познания.

7. Привязанность (рага) - это влечение к тому, что приносит

удовольствие.

8. Отвращение - это стремление избежать то, что приносит

несчастье.

9. Бесконечная жажда жизни обладает такой силой, что усваивается

даже мудрыми.

10. Эти тонкие (причины страданий) должны быть устранены путем

развития их противоположностей.

11. Активные (причины страданий) должны быть уничтожены

медитацией.

12. Последствия поступков (кармы) коренятся в этих причинах

страданий и должны быть изжиты в нынешнем и будущем рождениях.

13. Пока существует корень (в форме кармы), он приносит плоды в

виде рождения, жизни и опыта.

14. Они (рождение, жизнь и опыт) имеют своим плодом наслаждение

или боль в соответствии с тем, что было причиной - добродетель или

порок.

15. Для мудреца все является несчастьем вследствие страдания,

вызываемого изменениями, тревогами и самскарами (вызванными качествами

природы, гунами).

16. Избегайте того горя, которое еще не пришло.

17. Причиной горя, которого можно избежать, является соединение

внешнего мира с миром невидимым, зрящего со зримым.

18. Видимый объективный мир состоит из элементов и чувств, имеет

природу познания, действия и покоя и служит целям опыта и осознания

(освобождения).

19. Ступени гун обособлены и не обособлены, разделены и не

разделены.

20. Видящий (Пуруша) есть только сознание зрения, которое, хотя и

является чистым, видит посредством изменений разума.

21 Само существование видимого - ради видящего.

22. Хотя это (пракрити) уничтожается для того, кто достиг цели,

оно не уничтожается полностью в виду того, что присуще другим.

23. Связь видящего с видимым - основа для познания природы

видимых вещей и природы Видящего.

24. Причиной этого является неведение (авидья).

25. Кайвалья, освобождение видящего есть результат разделения

видящего и видимого в следствие устранения неведения.

26. Постоянная практика различения (вивека) есть средство

достижения свободы.

27. Его постоянная мудрость праджна семерична на заключительной

стадии.