Махариши Патанджали

Йога-сутра

самонаблюдения.

42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным]

обретение высшего счастья.

43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству

[обретается] совершенство тела и органов чувств.

44. В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим

божеством.

45. Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в

[йогическом] сосредоточении.

46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].

47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном

[Асана достигается].

48. Благодаря ей прекращается воздействие парных

противоположностей.

49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть

прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].

50. [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка

[дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря

практике становится] длительной и тонкой.

51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю

сферы.

52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.

53. И пригодность манаса к концентрации.

54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы

следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.

55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.


Глава третья. О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ


1. Концентрация есть фиксация сознания на [определенном] месте.

2. Созерцание (дхьяна) есть сфокусированность [однородных]

состояний сознания на этом [месте].

3, Именно оно, высвечивающее только объект [и] как бы лишенное

собственной формы, и есть сосредоточение (самадхи).

4. Три вместе - санъяма.

5. Благодаря овладению ею [возникает] свет мудрости.

6. Ее применение [осуществляется] постадийно.

7. Три - внутренние [в отличие] от предшествующих.

8. И они же - внешние [средства сосредоточения],

'лишенного семени'.

9. Изменение [сознания на стадии] остановки, связанное с

сознанием в моменты прекращения [его деятельности], есть [не что иное,

как] ослабление активных санскар и появление санскар в подавленном

состоянии.

10. Его спокойное течение [достигается] благодаря санскаре.

11. Изменение сосредоточения есть прекращение многонаправленности

сознания и возникновение его однонаправленности.

12. И, наконец, изменение однонаправленности сознания - [это]

тождественность прошедших и возникших познавательных содержаний.

13. Тем самым объяснены изменения качественной определенности,

отличных признаков и условий [существования] элементов и органов

чувств.

14. Носитель, [то есть субстанция], последовательно выступает как

исчерпавшая себя, наличная [или] невыразимая качественная

определенность.

15. Различие последовательности есть основание для различия

[стадий] изменения.

16. Благодаря санъяме на трех изменениях [возникает] знание

прошлого и будущего.

17. Из-за ложного отождествления слова, объекта и значения

[происходит] их смешение. Благодаря санъяме относительно их различия

[возникает] знание звуков, [издаваемых] всеми живыми существами.

18. Благодаря непосредственному постижению санскар [возникает]

знание прошлых перерождений.

19. [Благодаря непосредственному восприятию] содержания

познавательного акта [возникает] знание чужой ментальности.

20. Но не вместе с ее опорой, поскольку [внешняя опора] не может

выступать объектом его [познания].

21. Благодаря санъяме на [внешней] форме тела при устранении ее

способности быть воспринимаемой в результате прекращения контактов

между органом зрения и светом [возникает] невидимость.

22. Карма [может иметь] непосредственный результат и результат,

отодвинутый во времени; благодаря санъяме относительно кармы или на

основании дурных предзнаменований [возникает] знание о предстоящей

кончине.

23. [Благодаря санъяме]