Махариши Патанджали

Йога-сутра

/>

средства и более действенны в отличие от предшествующих пяти

(ненасилие, правдивость, неприсвоение чужого, безбрачие и непринятие

даров).

8. Но даже они внешние (относительно) самадхи без семени

(нирбиджа).

9. Аспект поглощения есть соединение ума с моментом поглощения

(ниродха), когда исходящий и поглощающий аспекты исчезают и появляются

соответственно.

10. От очищения (самскары) исходит его успокоительный поток.

11. Созерцательная трансформация (самадхи) есть возникновение и

разрушение разнонаправленности, так как и однонапрпвленности.

12. Затем снова появляется ментальная разновидность

однонаправленности, когда исчезновение и появление объекта мысли в

точности похожи.

13. Этим описываются изменения первичных признаков (дхарм),

свойств и видоизменений состояний объектов и ощущений.

14. Объект есть то, что сохраняет скрытые, возникающие или еще

неназванные признаки (дхармы).

15. Перемена, вызванная последовательностью, есть причина смены

видоизменения (паринамы).

16. Посредством самьямы над троичным изменением (состоянием,

признаком и свойством) приходит знание (джнана) о прошлом и будущем.

17. Слово, предмет и идея проявляются как одно (самскара) и

ошибочно смешиваются. Путем самоконтроля над их различиями приходит

знание смысла звуков, издаваемых всеми существами.

18. Восприятие ощущений (самскар) дает знание предшествующих

рождений.

19. Самьямой достигается знание других умов.

20. Посредством самьямы над формой тела и отключения

восприимчивости, когда сияние (пракаша) не достигает глаз, происходит

исчезновение йога.

21. Существует карма двух видов: деятельная и пассивная. Путем

самьямы, а также через знамения, достижимо знание времени смерти.

22. Путем самьямы над дружелюбием приходит сила.

23. Осуществлением самьямы над силами можно приобрести силу слона

и т. п.

24. Знание тонкого, скрытого и удаленного достигается созерцанием

надфизических способностей (правритти).

25. Путем осуществления самьямы над Солнцем приходит знание сфер.

26. Над Луной - достигается знание звездных сфер.

27. Над Полярной звездой - приходит знание движения звезд.

28. Над пупочным центром - достигается знание устройства тела.

29. Над точкой основания горла - происходит подчинение (нивритти)

голода и жажды.

30. Над бронхами - достигается стойкость (стхайрьям).

31. Над светом (джойти) в голове дает видение совершенных

существ.

32. Интуиция (пратибха) дает знание всего.

33. Над сердцем - дает знание ума (читты).

34. Опыт проистекает из невозможности различать свойства саттвы и

пуруши, хотя они и различны между собой. Посредством самьямы приходит

истинное знание самого пуруши.

35. Отсюда идет интуитивное восприятие объектов слуха, осязания,

зрения, обоняния и ощущения.

36. Это является препятствием для самадхи, но представляет

совершенство уму, направленному во вне.

37. Ум может входить в другое тело, когда ослабевают причины

закрепощения и имеется знание процесса вхождения.

38. Посредством самьямы над дыханием удана можно достичь

левитации и неприкосновения с водой, трясиной, шипами и т. д.

39. Самьямой над дыханием самана можно усилить внутренний огонь

тети.

40. Посредством самьямы над отношениями между акашей и

способностью слышать развивается высшая способность слышать.

41. Посредством самьямы над связью тела и акаши и размышления о

легкости хлопка можно обрести способность проходить сквозь акашу

(пространство).

42. Действительный выход из тела, действия за пределами тела

составляют великое надтелесное (махи-видеха). Этим уничтожается покров

над сиянием.

43. Посредством самьямы достигается впасть над пятью элементами в

их грубом состоянии, тонком, всепроникающем и приносящем пользу

состояниями.

44. Самьямой достигается