Махариши Патанджали

Йога-сутра

кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] 'следами'.

25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных. [Он]

26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных

различий.

27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.

28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его

объекте.

29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а

также устранение препятствий.

30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень,

невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения

[какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности

[при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.

31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи

сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].

32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.

33. Очищение сознания [достигается] культивированием

дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по

отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.

34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.

35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно

[соответствующих] объектов при своем возникновении [также]

вызывает ментальную стабильность.

36. Либо беспечальная и лучезарная...

37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто]

свободен от желаний.

38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие,

[полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.

39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.

40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до

величайших [объектов].

41. Сосредоточение есть состояние 'окрашенности' тем

[объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на

субъект познания, на познание и на объект познания, когда

развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным

камнем.

42. Здесь сосредоточение 'с умозрением' лишено

отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.

43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние

сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы

лишенное собственной формы, проявляет только объект.

44. Таким же образом объяснены рефлексивное и

нерефлексивное [сосредоточения], имеющие 'тонкий' объект.

45. Свойство быть 'тонким' объектом имеет [своим]

ограничителем 'отсутствие признака' [как исходное состояние

первопричины].

46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть

сосредоточение, обладающее семенем.

47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении

возникает] внутреннее спокойствие.

48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] 'несущей

истину'.

49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности

имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании

услышанного или на основании логического вывода.

50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью],

является препятствием для других формирующих факторов.

51. При устранении и этого [формирующего фактора

наступает] сосредоточение, 'лишенное семени', ибо вся

[деятельность сознания] прекращена.



Глава вторая. О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]


1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога

действия.

2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения

и для ослабления аффектов.

3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть

пять аффектов.

4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов,

пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью

развернутом [состояниях].

5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в

невечном, нечистом, страдании, не-атмане.

6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей -

[чистого] видения и инструмента видения.

7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.

8. Враждебность неразрывно связана