Махариши Патанджали

Йога-сутра

33. Последовательность, понимаемая как конечный предел изменения,

есть противоположность мгновения.

34. Абсолютное освобождение есть полное свертывание гун, более не

являющихся объектом для Пуруши; оно же - энергия сознания, пребывающая

в самой себе.


* АФОРИЗМЫ ПАТАНДЖАЛИ *

(ПЕРЕВОД С САНСКРИТА

СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ)


Глава первая. СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ЕГО ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ


1. Вот объяснение сосредоточения.

2. Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облачения в

различные образы [Вритти].

3. В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] Покоится в

своем собственном [естественном] состоянии.

4. В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со

своими видоизменениями.

5. Есть пять разрядов видоизменений, связанных со страданием и

несвязанных.

6. Таковы: правильное знание, неразличие, устное заблуждение, сон

и память.

7. Прямое восприятие, заключение и свидетельство компетентного

лица суть доказательства.

8. Неразличие есть ложное знание, не подтвержденное

действительностью.

9. Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих

[соответствующей] реальности.

10. Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты.

11. Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятых

предметов [впечатления от которых вновь возникают в сознании].

12. Власть над ним [Вритти] достигается упражнением и отречением

[отсутствием привязанности].

13. Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенном

подчинении есть упражнение.

14. Его почва укрепляется продолжительными и постоянными

усилиями, сопровождаемыми страстной любовью [к достигаемой цели].

15. Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду

воспринимаемых зрением или слухом предметов, и состоящих в господстве

над этими предметами, есть отречение.

16. Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает

Пурушу [настоящую природу ее].

17. Сосредоточение, называемое знанием, есть то, за которым

следует рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное 'Я'.

18. Есть другое Самадхи, достигаемое постоянными упражнениями в

прекращении всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживает

только непроявленные впечатления.

19. [Самадхи, сопровождаемое крайним отречением,] становится

причиной новых явлений богов и тех, которые слились с природой.

20. Другими это Самадхи достигается путем веры, энергии, памяти,

сосредоточения и различения действительного.

21. Успех достигается быстро при наивысшей энергии.

22. Они [Самадхи] затем различны в зависимости от употребленных

средств: легких, средних или высших.

23. Или преданность Ишваре.

24. Ишвара [Верховный правитель] есть особая Пуруша, не

причастная страданию, следствию действий или желаний.

25. В нем становится бесконечным всеведение, которое в других

только в зародыше.

26. Он, будучи неограничен временем, есть Наставник самых древних

Учителей.

27. Выражающее его слово есть 'Ом'.

28. Повторение его [Ом] и размышление о его значении есть путь.

29. Отсюда приобретается наука интроспекции (умение смотреть

внутрь) и уничтожение препятствий.

30. Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв,

ложные восприятия, неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой

высоты суть заграждающие [путь] препятствия.

31. Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное

дыхание сопровождают неудержание сосредоточения.

32. Для излечения этого [следует делать] упражнение над одним

предметом.

33. Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя

предметом размышления в связи с предметами, счастливым или

несчастливым, добрым или злым, смотря по условиям, успокаивает Читту.

34. Вдыхая и удерживая дыхание.

35. Те формы сосредоточения,