Махариши Патанджали

Йога-сутра

/>

28. При устранении нечистоты путем неустанной практики ступеней

йоги свет мудрости (джнаны) ведет к познанию различения (вивеки).

29. Яма (самоконтроль), нияма (строгое соблюдение требований),

асаны (йогические позы), пранаяма (регулирование дыхания), пратьяхара

(регулирование и отвлечение органов чувств), дхарана (концентрация

внимания), дхьяна (созерцание), самадхи (осознанное сосредоточение) -

все это восемь средств йоги.

30. Яма (самоконтроль и сдержанность) включает в себя ахимса

(ненасилие), сатья (правдивость), астея (неприсвоение чужого),

брахмачарья (безбрачие и целомудрие), и апариграха (непринятие даров).

31. Эти пять обетов, неограниченных положением человека, местом,

временем или обстоятельствами, образуют великий обет (махавратам).

32. Нияма (или соблюдение требований) - это чистоплотность,

удовлетворенность, аскетичность, изучение писаний и стойкая

преданность Ишваре.

33. Когда неподобающие мысли тревожат ум надо сосредотачиваться

на том, что противоположно им (пратипакша-бхавана).

34. Поскольку неподобающие мысли и чувства, так же как и насилие,

когда исполняются, подготавливаются или обдумываются, когда

проявляются в желании, страхе или обмане, будь то в мягкой, умеренной

или сильной форме, имеют результатом бесконечную боль и несчастье,

следует размышлять над тем, что противоположно.

35. Когда человек утвердился в ненасилии (ахимсе), враждебность

ослабевает в его присутствии.

36. Когда человек утвердился в правдивости, последствия его

поступков подвластны ему.

37. Все сокровища приходят к тому, кто утвердился в честности.

38. К тому, кто утвердился в брахмачарье, приходит сила.

39. Тот, кто утвердился в необладании собственностью, приобретает

знание о том, каковы были и будут перерождения.

40. За очищением следует выход из тела, а так же прекращение

контактов с другими.

41. Результатом удовлетворения являются чистота ума,

однонаправленность, контроль чувств и способность видения Атмана.

42. Высшее счастье достигается через удовлетворение (сантоша).

43. Посредством тапаса (очистительных действий), вследствие

устранения нечистоты возрастают силы в теле и чувствах.

44. Благодаря изучению возникают общность с Богом, проявляющегося

в той форме, которая вам больше подходит.

45. Самадхи (осознание) можно достичь, если сделать Господа целью

всех действий.

46. Асана, поза, должна быть устойчивой и удобной.

47. Это достигается ослаблением усилий и размышлением о

Бесконечном.

48. После этого уже не тревожат двойственности.

49. Когда это осуществлено, следует пранаяма (регулирование вдоха

и выдоха).

50. Пранаяма бывает внешняя, внутренняя, неподвижная,

регулируется пространством, временем и числом и становится долгой или

короткой.

51. Пранаяма выходящая за пределы сферы внешнего и внутреннего,

есть четвертая.

52. Таким образом, ум становится пригодным для дхараны

(сосредоточения).

53. Таким образом уничтожается то влияние тела на ум, которое

закрывает свет.

54. Отключение (пратьяхара) есть то, благодаря чему чувства не

входят в контакт со своими объектами, но следуют природе ума.

55. Это ведет к полному господству над чувствами (индриями).


Глава третья. ВИБХУТИПАДА, ИЛИ О СОВЕРШЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ


1. Концентрация (дхарана) есть фиксация сознания на определенное.

2. Медитация (дхьяна) есть поток, сфокусированный на одно.

3. Эта же медитация, когда присутствует лишь сознание объекта

медитации, но не ума, есть самадхи (осознание).

4. Три вместе (дхарана, дхьяна и самадхи) составляют самьяму

(самоконтроль).

5. После овладения этим (самоконтролем) приходит (праджна (свет

мудрости).

6. Приложения самоконтроля (самьямы) различны на различных

стадиях.

7. Триада (сосредоточение, медитация и самадхи) - внутренние