Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха

весьма характерные разговоры:


- Пожалуйста, дайте мне десять рупий для одной несчастной

женщины, которая только что пришла к нам.


Улыбка матери уже сама по себе убеждала.


- Зачем же десять? Достаточно и одной,- в оправдание отец

добавил,- Когда неожиданно умерли мой отец и его родители, я

впервые узнал, что такое нищета. Моим единственным завтраком

перед тем, как идти в школу, за несколько миль от дома, был

небольшой банан. Позже, уже в университете, я нуждался до

такой степени, что даже обратился за помощью к одному богатому

судье, прося у него одну рупию в месяц. Он отказал мне,

заявив, что и одна рупия имеет цену.


- С какой горечью вы вспоминаете этот отказ в рупии!- Сердце

матери обнаружило неожиданную логику.- И вы хотите, чтобы эта

женщина так же болезненно вспоминала, как вы отказали ей в

десяти рупиях, которые ей сейчас крайне необходимы?


- Сдаюсь!- с жестом, свойственным, вероятно, всем побежденным

мужьям еще с глубокой древности, отец открыл кошелек.-Вот вам

десять рупий, передайте их ей вместе с моими добрыми

пожеланиями.


Отец всегда имел обыкновение сперва отвечать 'нет' на любое

новое положение. Его отношение к незнакомке, так быстро

завоевавшей симпатии матери, является примером его обычной

настороженности. Неприятие нового сразу - типичная французская

манера- в сущности это лишь соблюдение принципа 'обязательной

рефлексии'. Но я всегда убеждался в логичности и уравновешенности

его суждений. Если мне удавалось подкрепить мои многочисленные

просьбы одним или двумя убедительными доводами, отец неизменно

удовлетворял мои ненасытные желания. Отец требовал от детей ,

даже в раннем возрасте, строгой дисциплины, а его отношение к

себе было поистине спартанским. Так, например, он никогда не

посещал театра, а искал отдохновение в сфере духовных практик

и в чтении 'Бхагавад-Гиты'. Избегая всякой роскоши, он бывало

носил пару старых башмаков до тех пор, пока они не

разваливались окончательно. Уже стали входить в употребление

автомобили, и сыновья покупали их себе, а отец по-прежнему

ездил на работу в трамвае. Он не стремился копить деньги для

приобретения власти. Как-то, организовав Калькутский городской

банк, он отказался от всяких прибылей и не взял для себя

никаких ценных бумаг этого банка. Он просто хотел выполнить в

свободное от работы время свой гражданский долг.


Через несколько лет после выхода лтца на пенсию из Англии

приехал бухгалтер-ревизор для провекри книг Бенгал-Нагпурской

железной дороги. Он с изумлением обнаружил, что отец никогда

не требовал для себя оплаты сверхурочной работы.


- Он работал за трех человек,- заявил бухгалтер.- Ему надо

выплатить конпенсацию в сумме сто двадцать пять тысяч рупий.


Администрация вручила ему чек на эту сумму. Но он настолько не

придал всему этому значения, что даже не упомянул в семье о

случившемся. Много позже мой младший брат Вишну /+/ спросил

отца, откуда взялся такой крупный вклад на банковском счете.


- Стоит ли очень радоваться достатку?- отвечал отец.- Тот, кто

стремится к спокойствию ума, не восторгается по случаю

приобретения и не грустит при потере. Он знает, что человек

приходит в этот мир без единого гроша и уходит из него, не

взяв с собою ни одной рупии.


Еще в ранний период семейной жизни мои родители стали

учениками великого мастера из Бенареса Лахири Махасайа. Это

обстоятельство укрепило от природы аскетичный темперамент

отца. Мать однажды сделала моей старшей сестре Роме любопытное

признание:


- Твой отец и я спали вместе, как муж и жена, лишь раз в году,

чтобы иметь детей.


Отец впервые встретился с Лахири Махасайха через Абинаша Бабу,

служащего Бенгал-Нагпурской железной дороги. В Горакхпуре

Абинаш изливал в мои детские уши захватывающие истории о

многих индийских святых, неизменно заканчивая свои рассказы

восхищением перед собственным гуру.


- Слышали вы когда-нибудь о необычных обстоятельствах, при

которых ваш отец стал учеником Лахири Махасайа?


Абинаш обратился ко мне с этим