Шри Парамаханса Йогананда

Автобиография монаха

в обычной манере газет,

стремящихся вызвать сенсацию и склонных к преувеличению /увы,

их достаточно в Индии!/. И здесь репортер слегка сгустил

краски: в его версии садху оказался чуть ли не обезглавленным.

Мы с Амаром погоревали о том, что не увидели этого великого

йогина, который истинно по-христиански простил своего

преследователя. Индия, обедневшая в материальном отношении,-

особенно за последние два столетия,- все еще обладает

неистощимым фондом духовного богатства; и даже мирской

человек, каким был этот полисмен, может случайно встретиться с

одним из ее духовных 'небоскребов'.


Мы поблагодарили офицера, что он своей чудесной историей

облегчил тяготы нашего заключения. Вероятно, он намекал на то,

что оказался счастливее нас; он без усилий встретился с

просветленным святым, тогда как наши серьезные искания

окончились не у ног учителя!, а в неприветливом помещении

полицейского участка!


Мы были так близко от Гималаев- и в то же время так далеко! Я

сказал Амару, что ощущаю в себе удвоенное стремление к поискам

свободы.


- Давай ускользнем отсюда при первой возможности,- сказал я с

ободряющей улюбкой.- Мы можем пойти в святой Ришикеш и пешком.


Но когда выяснилось, что мы лишены прочной опоры- денег, мой

товарищ стал пессимистом.


- Если мы будем тащиться по такой опасной дороге через

джунгли, мы окончим свое путешествие не в городе, а в желудках

у тигров!


Через три дня прибыли Ананта и брат Амара. Амар приветствовал

своего родственника с любовью и облегчением. Я был

непримиримым: Ананта услышал от меня только горькие укоры.


- Я понимаю твои чувства,- заговорил брат успокаивающим тоном.

- Все, что я прошу от тебя, это сопровождать меня в Бенарес,

где мы встретимся с одним мудрым человеком; затем надо поехать

в Калькуту и на несколько дней посетить нашего убитого горем

отца. После этого ты сможешь возобновить свои поиски учителя.


В этом пункте в разговор вмешался Амар и заявил, что он

оставил всякое намерение возвращаться со мной в Хардвар. Он

наслаждался теплом семейных отношений. Но я знал, что никогда

не прекращу поисков гуру.


Наша компания отправилась в Бенарес. Там я получил

необыкновенный и неожиданный ответ на свою молитву.


Ананта заранее подготовил хитроумную уловку. Еще не дрехав до

Хардвара, он остановился в Бенаресе и попросил одного знатока

священных писаний поговорить со мной. Пандит и его сын

пообещали Ананте, что они постараются отговорить меня от

намерения сделаться саньяси /2/.


Ананта привел меня к ним домой. Сын, молодой человек кипучего

темперамента, приветствовал меня прямо во дворе. Он затеял со

мной долгий философский разговор, утверждая, что обладает

ясновидением о моем будущем, и всячески критиковал мое

стремление сделаться монахом.


- Если вы будите отказываться от своих обычных обязанностей,

вы будите постоянно терпеть неудачи и не сможете найти Бога!

Вы не сумеете отработать свою прошлую карму /2/ вне сферы

мирской жизни.


Бессмертные слова Кришны были ему в ответ. Тем не менее

энергичные предсказания молодого человека слегка поколебали

мою уверенность. Со всем жаром сердца я обратился с безмолвной

молитвой к Богу.


'О, рассей мое смущение и дай мне ответ, вот здесь и сейчас

же, чего ты желаешь от меня: отреченья или мирской жизни?'


И в этот момент я увидел садху благородной внешности, который

стоял прямо за оградой дома пандита. Очевидно, он слышал

оживленный разговор между самозванным ясновидцем и мною, ибо

подозвал меня к себе. Я ощутил огромную силу, струящуюся из

его спокойных глаз.


- Сын мой, не слушай этого невежду. В ответ на твою молитву

Господь поручил мне уверить тебя, что единственный путь твоей

жизни - это путь отречения.


Удивленный и полный благодарности, я радостно улыбнулся. '

Этот садху такой же безумец, как и вы!' Сей неожиданный вывод

сделал почтенный пандит. Он и его сын смотрели на меня

печально.' Я слышал, что и он покинул дом ради бесплодных

поисков Бога'. Я удалился.