Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

по словамъ И. Н. Смирнова 1), большiя дороги, прорзывающiя край: жители деревень, лежащихъ по близости отъ нихъ, забрасываютъ по немногу собственный костюмъ и обычаи. Въ 20-ти верстахъ напр, отъ Малмыжско-Глазовскаго тракта, въ сел Мултанъ, состоятельныя вотячки уже одеваются въ русскiя платья. На границ Глазовскаго и Слободскаго уу., въ сел Сада, въ приход котораго рядомъ живутъ русскiе и вотяки, эти послднiе утратили въ значительной степени свои нацiональныя черты. Вотяки указанной местности извстны въ Глазовскомъ у. подъ кличкой 'садинскiе оборотни'. Кличка дана имъ потому, что вотяки, по мстному выраженiю, 'оборотились русскими' по вншнему виду и по языку, женятся на русскихъ двушкахъ сами и выдають за русскихъ своихъ дочерей. Здсь, замчаетъ г. Смирновъ, совершилось полное слiянiе вотяковъ съ русскими; пройдетъ два-три столтiя, и о существованiи вотяковъ въ приход останется смутное воспоминанiе.

Въ теченiе нсколькихъ столтiй, въ которыя продолжаются частыя и непосредственныя взаимоотношенiя русскихъ и черемисовъ, эти послднiе въ значительной степени поддались русскому влiянiю. Такъ какъ исторiя колонизацiи края, населеннаго нкогда черемисами, еще ждетъ своего изслдователя, и такъ какъ существованiе массы въ настоящее время чисто русскихъ деревень, носящихъ черемисскiя названiя, не можетъ служить еще неоcпоримымъ признакомъ, что въ нихъ русскiе колонизаторы ассимилировали коренныхъ жителей, а не вытснили ихъ, какъ это мы видли на примр вотяковъ,-то въ настоящее время еще не представляется возможности говорить о томъ, въ какой мр выразилась въ прошломъ ассимиляцiонная 'способность'

--------------------------------------------------------------------------------

1) Смирновъ: Вотяки, стр. 70, 71.

53 54

русскихъ въ отношенiи къ черемисамъ. Но явленiя современности въ достаточной степени свидтельствуютъ о томъ, что тамъ, гд русское населенiе сталкивается съ черемисскимъ, послднее оказывается склоннымъ къ обруснiю. Въ настоящее время, по словамъ И. Н. Смирнова 1), встрчаются черемисскiя деревни, въ которыхъ однако преобладающимъ элементомъ оказывается уже русскiй, такъ что на нсколько десятковъ русскихъ дворовъ приходится нсколько единицъ черемисскиxъ. Такiя деревни являются результатами ассимилирующей дятельности русскаго народа: оставшiеся въ нихъ обломки черемисскаго населенiя вн всякаго сомннiя въ скоромъ времени утратятъ свою национальность подъ давленiемъ преобладающаго элемента. По наблюденiямъ г. Смирнова, сдланнымъ имъ въ губернiяхъ Костромской, Вятской и Казанской, руссификацiя сдлала большiе успхи въ двухъ первыхъ, чмъ въ Казанской. Черемисы Ветлужскiе и Яранскiе, продолжаетъ цитируемый авторъ, говорятъ очень правильнымъ русскимъ языкомъ, почти безъ акцента, и съ первыхъ фразъ способны отличать русскаго человка отъ иностранца, неправильно говорящаго по-русски. Уржумскiе и Малмыжскiе черемисы (южныхъ волостей ) говорятъ уже съ меньшей правильностью, хотя и лучше Царевококшайскихъ. Въ деревняхъ, въ которыхъ черемисы и русскiе живутъ смшанно, дти и даже женщины говорятъ по-русски. Языкъ прокладываетъ дорогу русскому народному творчеству. Въ деревняхъ со смшаннымъ населенiемъ г. Смирнову приходилось слышать отъ черемисскихъ дтей загадки на ломанномъ русскомъ язык, въ дтскихъ псняхъ попадаются русскiя фразы. Русское влiянiе на черемисовъ сказывается въ занятияхъ, обрядахъ, въ дтскихъ играхъ, въ увеселенiяхъ взрослыхъ, на народной поэзiи, въ космологическихъ и космогоническихъ преданiяхъ. Дале, постройки, домашняя обстановка, костюмъ-все боле и боле начинаетъ утрачивать оригинально-черемисскiя черты и ассимилироваться съ русскими,

Ассимиляцiонный процессъ, отмченный у мордвы, вотяковъ и черемисовъ, почти завершился въ настоящее время у пермяковъ,-племени, отъ котораго въ настоящее время сохранились лишь незначительные остатки. Часто цитированный нами проф. И.Н.Смир-

--------------------------------------------------------------------------------

И. Н. Смирновъ: Черемисы, стр. 59-61.

54 55 новъ, которому мы обязаны лучшей монографiей, касающейся этнографiи пермяковъ, даетъ намъ и наиболе обстоятельныя свднiя объ обруснiи этого племени 1): обруснiе пермяковъ, пишетъ онъ, продолжается медленными, но врными шагами, безъ всякихъ искусственныхъ мръ и не оставляя въ русющемъ населенiи никакой горечи противъ господствующей народности. Въ настоящее время наиболе чисто сохранившiеся пермяки занимаютъ долину Иньвы, но и здсь дло обруснiя