Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

борьбы выясняется особенно рельефно при разбор фактовъ, свидтельствующихъ о потер русскими

70 71

своей нацiональности. Намъ уже приходилось упоминать о влiянiи, которое оказываютъ киргизы на сибирскихъ казаковъ. Г. Н. Потанинъ 1) даетъ обстоятельныя свднiя о ход этого влiянiя. Сибирскiе казаки расположены по тремъ линiямъ 'Горькой', Иртышской и Бiйской. На Иртышской линiи скотоводство сильно развито: въ прежнее время здсь были лица, владвшiя табунами изъ нсколькихъ тысячъ лошадей. Хлебопашество въ средней части линiи (около Ямышева) еще недавно совершенно не существовало. 'Здсь прежде выростали цлыя поколнiя, не имвшiя понятiя, какъ растетъ хлбъ на корню, потому что сами не пахали, а крестьянскiя деревни расположены далеко отсюда'. Иртышскiие казаки окружены киргизами, такъ какъ киргизскiя кочевья примыкаютъ къ линiи, какъ на правомъ, такъ и на лвомъ берегу рки. Казаки настолько поддались влiянiю окружающихъ ихъ киргизовъ, что почти все казачье населенiе говоритъ по-киргизски и нередко предпочитаетъ этотъ языкъ родному; для многихъ это колыбельный языкъ, такъ какъ няньки часто выбираются изъ киргизокъ. Киргизcкiя привычки простираются и на одежду и пищу казаковъ. Какъ и киргизъ, иртышскiй казакъ любитъ носить широкiе плисовые шаровары, халатъ изъ бухарской парчи или саранджи и лисью шапку (борькъ); онъ любитъ киргизскiя нацiональныя блюда, въ томъ числ и конину. Старые казаки даже колютъ на ду своихъ лошадей. Кром того, многiе предразсудки, понятiя и убжденiя казакъ заимствовалъ отъ киргизовъ: онъ, какъ и этотъ послднiй, считаетъ стыднымъ ссть на коня безъ нагайки, надть холщевые шаровары и т. п. Наиболе заметно усвоенiе киргизскихъ привычекъ въ Ямышевской станиц. 'На линiи, замчаетъ г. Потанинъ, конечно происходитъ и обратное влiянiе русской жизни на киргизовъ. Работники у казаковъ вс изъ киргизовъ; они живутъ у нихъ въ пастухахъ и при домахъ. У каждаго казачьяго селенiя на задахъ можно найти группу землянокъ и юрть-это жилища 'джатаковъ', т. е. киргизовъ, которые перебиваются около русскихъ, нанимаясь въ работники... въ джатаки превращаются только такiе киргизы, у которыхъ выпалъ скотъ отъ болзней, и имъ не на чемъ кочевать въ степи'. Характерно то, что на Иртышской линiи киргизъ въ сельскомъ хозяйствъ является боле

--------------------------------------------------------------------------------

Г. Н. Потанинъ: Сибирские казаки,-въ Жив, Россiи,ХI,стр. 111-113

71 72

знающимъ, чемъ казакъ: работникъ киргизъ ладитъ соху и борону, сетъ и жнетъ, чего казакъ, весьма часто не уметь делать.

Странный на первый взглядъ фактъ утраты иртышскими казаками своей нацiональности легко найдетъ себе объясненiе, если мы обратимь вниманiе на исторiю возникновенiя сибирскаго казачества. Въ лиц его мы не имеемъ, какъ на Дону и Яик, продукть колонизацiоннаго движенiя русскаго народа. Заселенiе всхъ казачьихъ линiй шло по распоряженiю правительства (съ ХVII в.), причемъ первыми поселенцами были солдаты. Въ 1743 г. казаковь, жившихъ въ крпостяхъ, по всей линiи было только 600 человкъ. Впослдствии количество сибирскихъ казаковъ продолжало пополняться разными элементами, въ числе которыхъ не малую роль играли драгунскiя и солдатскiя дети, 'которыя частью сами отставали отъ своихъ командъ, уходившихъ посл срочной службы на родину, приписывались въ крепостные казаки, частью были вписываемы въ казаки волею начальства.' Такъ какъ цель устройства линiи была не столько колонизацiонная, сколько военная, для прекращенiя набеговъ степняковъ, то новые поселенцы сначала исключительно жили въ построенныхъ крпостяхъ и лишь постепенно переходили къ более мирному занятiю-скотоводству; при условiяхъ солдатской жизни въ XVIII в. сибирскiе казаки представляли собой элементъ бездомный, брошенный на русскую границу для непрестанной борьбы съ сосдями-кочевниками, и изъ двухъ враждующихъ сторонъ киргизы были и многочисленне, и богаче, и более опытны въ степныхъ набегахь и войне; въ этомъ отношенiи ихъ культурный уровень былъ выше отставшихъ отъ своихъ -русскихъ солдатъ: киргизы являлись лучшими наездниками, имели лучшихъ лошадей и лучшее (холодное) оружие, которое они покупали или получали набегами отъ южныхъ соседей. Для того, чтобы вести успшно борьбу, русскiй долженъ былъ учиться у киргиза, и такъ какъ культурный уровень поселившихся солдатъ былъ не высокъ, его должны манить и более роскошная изъ бухарской парчи одежда киргизовъ, и opyжiе, и конскiя украшенiя; киргизъ-степнякъ, являясь для