Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

съ русскими не прекратился и въ настоящее время: во многихъ мстностяхъ инородческiй элементъ быстро поддается русскому влiянiю и утрачиваеть свои нацiональныя черты; въ частности мы встрчаемъ это явленiе у финновъ восточной группы, при чемъ оно въ особенно рзкой форм замчается среди мордвы, въ нкоторыхъ деревняхъ, въ которыхъ мордовское населенiе въ теченiе сравнительно незначительнаго количества лтъ принимаетъ русскiй языкъ, забываетъ свой собственный и отрекается даже отъ самого имени 'Мордвы'. Эти и подобные имъ факты заставляли подчасъ говорить въ слишкомъ преувеличенномъ вид объ ассимиляцiонной способности русскаго народа и мало обращать вниманiя на то, поскольку въ данномъ явленiи играла роль, предполагаемая способность, а не другiе факторы.

Но отъ изслдователей не могли ускользнуть и явленiя противоположнаго характера: русскiе при столкновенiи съ инородцами иногда принимали обычаи, одежду и подчасъ даже языкъ своихъ инородческихъ сосдей, усвоивали себ и нкоторыя религiозныя представленiя,-однимъ словомъ, не только не ассимилировали себ инородцевъ, но и сами, забывая свою нацiональность, увеличивали собой число инородцевъ. Въ мене рзкихъ случаяхъ мы встрчаемъ, однако, подчасъ большiя заимствованiя, сдланныя русскими отъ своихъ инородческихъ сосдей, въ постройкахъ, одежд и пищ; кром того, даже при самомъ поверхноcтномъ знакомств съ областными нарчiями встрчаешь большой запасъ словъ, воспринятыхъ русскимъ элементомъ отъ инородческаго. Эти факты могли приводить къ мннiю, что русская народность надлена большой подражательной способностью, что она не только мало склонна къ ассимилированiю инородцевъ, но что, наоборотъ,

45 46

она сама легко подвергается чуждому влiянiю, отршается своихъ нацiональныхъ особенностей и мало отстаиваетъ самобытность при столкновенiи съ своими разноплеменными сосдями.

Въ виду того, что въ групп разсматриваемыхъ нами явлений встрчаются факты противоположные, является необходимымъ прежде всего установить, какiя данныя могутъ и какiя не могутъ служить для выясненiя вопроса объ ассимиляцiонной способности русскаго народа. Если вообще вопросъ о причинахъ ассимиляцiи одного народа другимъ является крайне сложнымъ, то въ Россiи онъ представляетъ еще боле трудностей: въ своемъ поступательномъ движенiи русскiе совершали дло присоединенiя странъ различнымъ способомъ: они то являлись покорителями, то мирными колонизаторами, при чемъ дйствiя мирной и постепенной колонизацiи въ большинств случаевъ оставались неотмченными въ историческихъ памятникахъ; вслдствiе этого относительно ассимиляционной дятельности прошлаго приходится ограничиваться косвенными источниками. Дале, въ настоящее время русскiй элементъ всюду, гд онъ сталкивается съ инородческимъ, является политически господствующим, причемъ въ рукахъ его сосредоточивается и власть и весьма сильное орудiе ассимилированiя - школа. Вслдствiе этого, для выясненiя вопроса ассимиляцiонной способности русскаго народа могутъ имть ршающее значенiе только т случаи, когда русскiй элемент сталкивается съ инородческимъ, какъ мирный колонизаторъ, вовсе не поддерживаемый, либо поддерживаемый лишь въ незначительной степени государственной властью, когда онъ является, такъ сказать, 'самъ по себ'. Т случаи, когда русскiй колонизаторъ влiяет на своего сосда- инородца съ поддержкой властей или образованнаго слоя общества, слдуетъ откинуть, какъ таковые, которые не могутъ выяснить вопроса объ ассимиляцiонной способности. Отыскать случаи, когда въ исторiи влiянiя русскихъ на инородцевъ совершенно не играетъ роли школа, нелегко, такъ какъ въ настоящее время русскiя школы значительно распространяются. Въ виду того, что школы являются однимъ изъ наиболе сильныхъ орудiй ассимиляцiи и поэтому въ значительной мр поддерживаютъ русскiй элементъ противъ инородческаго, мы привлечем къ обзору по возможности только т случаи, когда школа еще

46 47

или не успла, вслдствiе краткости перiода своей дятельности, повлiять на инородческiй быть, или гд ассимиляцiя началась уже раньше, а школа, появившись въ сравнительно позднее время, лишь поддерживаетъ и ускоряетъ совершающiйся ассимиляцiонный процессъ.

Мы указывали, что русскiй часто перенимаетъ на новыхъ мстахъ своего жительства одежду, способы устройства жилища и пр. отъ своихъ сосдей- инородцевъ. Однако факты этого рода не всегда могутъ служить доказательствомъ свойства легко утрачивать свою нацiональность: всякiй народъ, долго живущiй въ одинаковыхъ условiяхъ климата, мстности и