Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

(напр, калмыки) и т. д. Мы не хотимъ отрицать, что индивидуальныя черты той или другой народности могутъ ускорять или замедлять процессъ обрус-

62 63

нiя. Но едва ли возможно нацiональный характеръ принимать за ршающую, главную причину разсматриваемыхъ явленiй; этому противорчили бы слдующiе факты. Если мы предположимъ, что напр, финскiя племена мало способны отстаивать свою нацiональность, то какъ объяснить фактъ, что напр. зыряне во многихъ мстахъ не поддаются обруснiю, сохраняютъ свою самобытность въ значительной степени и даже подчасъ являются русскимъ опасными конкурентами въ ихъ торговл съ другими инородцами. Дале, тотъ-же азiатскiй кочевникъ-киргизъ, подчиняющiй въ нкоторыхъ мстностяхъ своему влiянiю русскаго сибирскаго казака, по переход отъ кочеваго образа жизни къ осдлому, 'земледльческому, отрекается уже со второго поколнiя отъ имени кайсака, носитъ русскую одежду и называетъ себя христiаниномъ. Якуты не везд оказываютъ влiянiе на русскихъ: въ нкоторыхъ мстностяхъ наблюдается обратное явленiе-обруснiе якутовъ. Въ виду указанныхъ фактовъ мы не можемъ признать особенности нацiональнаго характера важными причинами, влiяющими на разсматриваемыя нами явленiя.

Было бы несомннно ошибочнымъ искать причины ассимилированiя одного племени другимъ въ чемъ-нибудь одномъ: при взаимоотношенiяхъ двухь народовъ дйствуетъ всегда цлая масса факторовъ, изъ которыхъ одни содйствуютъ, другiе препятствуютъ ихъ сближенiю, и такимъ образомъ или ускоряютъ или замедляютъ ассимиляцiонный процессъ. Эти факторы могутъ быть чрезвычайно разнообразны и видоизмняться въ зависимости отъ времени и мста; даже въ предлахъ одного и того же племени причины, приводящiя къ одинаковому результату, могутъ быть совершенно различны по мстностямъ и т. п. Перечислить вс причины едвали явится когда-либо возможнымъ. Какъ примръ своеобразности подобныхъ причинъ можетъ служить фактъ постепеннаго уменьшенiя сойотовъ (Саянское нагорье, Иркутской губ.), изслдованный покойнымъ И. Д. Черскимъ: санитарныя условiя сойотовъ 'настолько благопрiятствуетъ ихъ жизни, что смертность между ними оказывается незначительною; многiе доживаютъ до глубокой старости и не подвергаются вообще никакимъ особеннымъ болзнямъ; поэтому вопросъ о быстромъ и постепепномъ уменьшенiи сойотовъ получаетъ тмъ боле интереса. Свднiя, собранныя въ этомъ отношенiи Черскимъ, постившимъ ихъ, по-

63 64

казали, что среднимъ числомъ у нихъ рождается больше двочекъ, нежели мальчиковъ, а такъ какъ согласно принятому обычаю, они отдаютъ дочерей за бурятъ и сами женятся на буряткaxъ, то поэтому yмeньшeнie численности ихъ вполн понятно и нeизбжнo, несмотря на отcyтствie повальныхъ болзней и на достаточную плодовитость' 1). Не имея возможности указать на вс причины, oпpeдляющiя разсматриваемыя нами явлeнiя, ограничимся перечисленiемъ только главнйшихъ.

Одно изъ видныхъ мстъ въ ряд причинъ, содйствующихъ ассимиляцiи, слдуетъ отвести, конечно, смшаннымъ бракамъ: всюду, гд напр, представители финскихъ племенъ женятся на русскихъ или отдаютъ своихъ дочерей за русскихъ, обруснiе финновъ идетъ боле быстрыми шагами. Смшанные браки содйствуютъ общенiю племенъ, уничтожаютъ взаимное недовpie и, такимъ образомъ, широко открываютъ путь, на которомъ можетъ происходить взаимодйствiе племенъ. Мы видли, что напр, буряты русютъ преимущественно тамъ, гд они женятся на русскихъ. Въ числ причинъ, содйствующихъ объякучиванiю русскихъ, изслдователи отводятъ важное мсто бракамъ русскихъ на якуткахъ. Не слдуетъ, впрочемъ, преувеличивать значенiе смшанныхъ браковъ: въ каждомъ отдльномъ случа они могутъ приводить къ различнымъ результатамъ. Такъ, напримръ, по словамъ г. Верещагина, pyccкie часто женятся на вотячкахъ; это, однако, не приводитъ къ овотяченiю русскаго, напротивъ того, вотячки, будучи замужемъ за русскимъ, начинаютъ быстро русть. Женитьба же вотяковъ на русскихъ приводитъ ихъ къ обруснiю. Аналогичный фактъ наблюдается и у кореловъ. Наконецъ, по словамъ туруханскихъ казаковъ, пишетъ Н. М. Ядринцевъ, 'самоды женятся на тунгузкахъ и долганкахъ, долганы (племя, смшанное изъ тунгузовъ и якутовъ) и тунгузы берутъ и самодокъ, и тунгузокъ, и якутокъ. Русскiе всхъ берутъ: и самодокъ, и тунгузокъ, и якутокъ, и долганокъ, и юратокъ, и остячекъ'. Между тмъ только браки съ якутками имютъ послдствiемъ утрату русскими своихъ нацiональныхъ чертъ, а браки съ представительницами другихъ племенъ приводятъ, наоборотъ, къ обруснiю

--------------------------------------------------------------------------------

J)