Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

князей отдавались часто русскимъ помщикамъ и монастырямъ. 'Нельзя сказать, замчаетъ по этому поводу г. Смирновъ, чтобы новые владльцы руководствовались въ своей руссификацiи какой-нибудь системой: обрусительныхъ стремленiй по отношенiю къ инородцамъ мы не знаемъ даже у центральнаго правительства. Обруснiе вотчинной мордвы было побочнымъ продуктомъ экономическихъ стремленiй вотчинниковъ. Получивши богатыя естественными произведенiями вотчины мордовскихъ князьковъ, монастыри и помщики стремились извлекать изъ нихъ возможно боле прибыли и привлекали на мордовскую землю русскихъ колонистовъ- частью съ своихъ старыхъ земель, частью со стороны. Такъ возникали селенiя и области со смшаннымъ мордовско-русскимъ населенiемъ'. Въ другихъ мстахъ русскiя поселенiя возникали самостоятельнымъ путемъ, причемъ всюду результатомъ сожительства обоихъ племенъ была утрата мордвою своей нацiональности. Мордва совершенно обрусла во многихъ деревняхъ Княгининскаго, Арзамасскаго и Лукояновскаго уу. Нижегородской губ., дале въ Саратовской губ. и за Волгой-въ Самарской, Уфимской и Оренбургской губ. Въ Мокшанскомъ кра-въ губ. Пензенской и Тамбовской-обруснiе дале всего пошло на Ю. и З., въ сосдств съ Мещерской областью. На запад Шацкаго у. еще въ XVII в. обруснiе мордвы было уже значительнымъ. Только на основанiи историческихъ свидтельствъ, можно констатировать былое существованiе мордвы во многихъ селенiяхъ въ Шацкомъ и Моршанскомъ уу. до самого Тамбова; то же самое явленiе мы встрчаемъ въ Спасскомъ у. (Тамбовской губ.) и Чем-

--------------------------------------------------------------------------------

1) И. Н. Смирновъ: Мордва. Над, Общ. Арх. Исторiи и Этнографiи при И. Казанск. ун. X, 6, стр. 634-642,

51 52

барскомъ у. (Пензенской губ.). На свер Пензенской губ., въ уздахъ Краснослободскомъ, Наровчатскомъ и Инсарскомъ мордва еще удерживаетъ свою нацiональность, но и здсь старина уже начинаетъ падать, и русская рчь мужского населенiя звучитъ почти безъ акцента.

Процессъ слiянiя вотяковъ съ русской народностью начался сравнительно недавно. Вотяки, вообще недружелюбно относящiеся къ русскимъ, при появленiи въ ихъ земляхъ русскихъ колонiй, уступали новымъ поселенцамъ свои владнiя и предпочитали удаляться въ боле глухiя мста, въ лса, гд и устраивали новыя поселенiя. Этимъ отступленiемъ вотяковъ, объясняется, по словамъ И. Н. Смирнова, 1), образованiе многочисленныхъ русскихъ поcеленiй съ вотяцкими названiями. 'Вятскими земскими статистиками записаны преданiя относительно возникновенiя въ Елабужскомъ узд нкоторыхъ русскихъ селенiй съ вотяцкими названиями. Русскiе помнятъ, что на мстахъ ихъ селенiй были вотяцкiя, ране покинутыя, помнятъ, что ихъ предки нашли на селищ пустые шалаши. 'Вотякъ бжитъ отъ русскаго, какъ мышь отъ кошки',- говорятъ pyccкie крестьяне Малмыжскаго у. Ту же характеристику за полтораста лтъ до нашего времени сдлалъ вотякамъ Гер. Фр. Миллеръ: 'вотяки такъ дики и грубы, что ни съ какимъ другимъ народомъ дружескаго обхожденiя имть не хотятъ, или чтобы жить вмст въ одной деревн'. Въ настоящее время, когда переходъ вотяковъ изъ одного мста въ другое значительно затруднился, и вотякъ, живя по сосдству съ русскимъ, вынужденъ сталкиваться съ нимъ, отношенiя къ русскимъ нисколько не улучшились: вотяки, пишетъ г. Верещагинъ 2), относятся съ недоврiемъ къ русскимъ торговцамъ, въ особенности если они не знаютъ по-вотяцки; купцы же изъ агрызскихъ татаръ умютъ расположить въ свою пользу вотяковъ; 'еще боле русскiй возбуждаетъ въ вотяк недоврiе и нелюбовь къ себ оттого, что онъ, русскiй, любитъ подтрунивать надъ вотякомъ... Если зайдетъ pyccкiй къ вотяку, вотяцкiя женщины стращаютъ имъ своихъ дтей... и на вс вопросы русскаго отвчаютъ молчанiемъ, хотя и могутъ удовлетворительно объясняться по-русски, а зайди тата-

--------------------------------------------------------------------------------

1) Смирновъ: Вотяки, стр. 71.

2) Гр. Верещагинъ: Вотяки Сарапульскаго у., стр. 25 и слд.. 57.

52 53 ринъ-вотячки разговариваютъ, шутятъ съ нимъ охотно'. Русскихъ, живущихъ среди вотяковъ, эти послднiе называютъ паськытъ чырты (широкое горло, горлодеръ), пуны (собака), бадзьымъ котъ ( большое брюхо) и т. п. Несмотря однако на недружелюбное отношенiе вотяковъ къ русскимъ, тотъ же изслдователь отмчаетъ, что вотяки, живя среди русскихъ, быстро русютъ, усваиваютъ русскiе обычаи, перенимають русскiе вкусы въ выбор цвта одежды и пр. Главными путями руссификацiи являются,