Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

пр., вырабатываетъ себ извстную сумму способовъ борьбы противъ враждебныхъ условiй природы: его жилище, утварь, одежда, орудiя ловли, прiемы для обработыванiя земли и пр.,-все это-выработанныя долгими усилiями орудiя для подчиненiя, обезвреживанiя или извлеченiя пользы изъ природныхъ условiй, въ которыхъ ему приходится жить. Когда народъ по какой бы то ни было причин покидаетъ насиженныя мста и переселяется, онъ можетъ попасть или въ одинаковыя, или, по крайней мр, боле или мене подходящiя условiя къ тмъ, въ которыхъ онъ жилъ раньше; въ этомъ случа онъ быстро привыкаетъ къ новой обстановк. Другое дло, когда онъ поселяется въ мстности, гд природныя условiя совершенно отличны отъ тхъ, въ которыхъ онъ воспитался: ему приходится въ этомъ случа произвести трудную работу для прiисканiя новыхъ средствъ для борьбы съ природой. Эта борьба часто бываетъ длительной, и масса отдльныхъ личностей гибнетъ, не будучи въ состоянiи перенести новыя условiя жизни, пока, наконецъ, не будутъ найдены и не выработаются, иногда только по прошествiи нсколькихъ поколнiй, удачные способы борьбы. Это происходить обыкновенно тогда, когда поселившiйся на новыхъ мстахъ народъ иметъ ближайшими сосдями племена, рзко отличающiяся отъ него по степени культуры и по характеру занятiй. Но если его сосди въ общихъ чертахъ схожи съ нимъ по культур, по занятiямъ,- работа по прiисканiю новыхъ способовъ борьбы съ природой въ значительной степени облегчается. Новоприбывшiе, нисколько не утрачивая своихъ нацiональныхъ особенностей, могутъ воспринять способы борьбы съ природой, которые были выработаны ихъ сосдями-старожилами въ той мстности, которая для переселенца

47 48

является и новой и неизвстной. Мы знаемъ, напр., что pycскiй насельникъ на свер перенялъ у инородцевъ части одежды, способы ловли животныхъ, техническiе охотничьи термины. На Кавказ онъ перенимаетъ отъ своихъ сосдей одежду; въ способахъ постройки жилища онъ cлдуетъ уже выработавшимся въ томъ мст правиламъ. Въ Средней Азiи привыкшiй жить въ бревенчатыхъ избахъ крестьянинъ-переселенецъ строитъ себ дома из глины по примру туземцевъ и лишь впослдствiи переходит къ плетенымъ, обмазаннымъ глиной хатамъ; онъ усваивает высокоразвитую въ средней Aзiи систему ирригацiи полей. Въ Обдорск русскiе приняли самодскiй костюмъ, и многие подъ влiянiемъ самодовъ, стали разводить оленьи стада. У бурятъ въ числ прочихъ заимствованiй русскiе переняли одежду, способъ объзживанья лошадей, устройство телгъ, искусство приготовленiя арака и пр. У вотяковъ они научились варить мормышку, которая обходится въ пять разъ дешевле водки. Подобныхъ примровъ можно привести большое количество, но как эти, такъ и аналогичные имъ факты не могутъ служить доказательствомъ въ пользу способности русскаго народа утрачивать свои нацiональныя черты или, по крайней мр, легко поддаваться чуждому влiянiю: рядъ причинъ, какъ, напр., отсутствiе лса, пригодность прежняго покроя одежды при новыхъ климатических или иныхъ условiяхъ, усмотрнныя выгоды извстныхъ способов производства и пр., заставляетъ ихъ заимствовать отъ старожиловъ-туземцевъ многое изъ ихъ культурнаго запаса. Параллельно съ этими заимствованiями идетъ и воспринятiе чуждыхъ словъ въ русскомъ язык: знакомясь съ новыми предметами на новыхъ мстахъ, pyccкiй поселенецъ естественно воспринимаетъ въ свой языкъ названiе или терминъ уже существующiй у болe древних насельниковъ данной области.

Мы вправ ожидать, что чмъ ближе русскiй колонизатор стоитъ въ своемъ быту къ сосднему инородческому племени, тмъ боле будетъ этихъ заимствованiй. Поэтому русскiй поселенецъ, поставленный въ чуждыя его родин условiя, заимствуетъ значительно больше отъ инородцевъ-земледльцевъ, чмъ въ тхъ случаяхъ, когда его сосди оказываются кочевниками.

Возможно, наконецъ, указать случаи потери русскими пришельцами совершенно или почти совершенно своей нацiональности,

48 49 которые однако не могутъ служитъ доказательствами отсутствiя способности къ ассимилированiю у русской народности. Какъ примръ могутъ служить т. наз. 'полуврцы', живущiе въ Эстляндской губ. (у Чудскаго оз.): ихъ русское происхожденiе доказывается названiями деревень, въ которыхъ они живутъ (наприм. Олешница, Смольница, Князь-Село и т. п.), и ихъ фамильными прозвищами (напр. Рябининъ, Зеленый, Заболотный и т. п.). Между тмъ они утратили свою национальную одежду, въ лиц многихъ своихъ представителей перешли изъ православiя въ лютеранство и въ значительной степени забыли родной языкъ. Другая небольшая кучка