Н. Харузинъ

Къ вопросу объ ассимиляцiонной способности русскаг

новаго поселенца идеаломъ наздника, долженъ былъ подчинить себе русскiй элементъ и повлiять на его обычаи, нравы мiровоззрнiе и языкъ. Подражая киргизу въ изысканiи средствъ

72 73

для существованiя, русскiй солдатъ-поселенецъ, оторванный отъ земледльческой Россiи, обзаводится стадами и въ силу вещей начинаетъ вести полукочевой образъ жизни. Оторванность отъ остального русскаго элемента и сравнительная малочисленность казаковъ на Иртышской линiи явились лишь облегчающими утрату русскими своей нацiональности факторами. Окиргизилось именно прииртышское казачье населенiе, где, по словамъ Г. Н. Потанина, населенiе оказывается боле рдкимъ, чмъ на двухъ другихъ линiяхъ; по Иртышу казачьи станицы редко состоять больше чемъ изъ 100 дворовъ и расположены на разстоянiяхъ 25-30 верстъ; на протяженiи около 800 верстъ находится всего 23,000 человкъ об. п., тогда какъ на остальныя 1,000 верстъ, занимаемыя двумя другими линiями, приходится казаковъ 67,000. Вторымъ облегчающимъ окиргизенiе факторомъ слдуетъ считать, быть можетъ, то, что между сибирскими казаками много башкиръ и мещеряковъ (родственныхъ по языку киргизамъ народовъ), и что, по преданiямъ, значительное число иртышскихъ казаковъ происходить отъ крещеныхъ киргизовъ.

Что окиргизенiе русскихъ объясняется главнымъ образомъ низкимъ культурнымъ уровнемъ последнихъ, доказывается тмъ, что тамъ, где сибирскiе казаки подъ влiянiемъ русскихъ крестьянъ-поселенцевъ стали заниматься земледлiемъ, они въ своихъ обычаяхъ и привычкахъ мало отличаются отъ крестьянъ (Бiйская линiя); на этой линiи имъ, впрочемъ, сравнительно мало приходится сталкиваться съ киргизами; къ послднимъ казаки относятся съ отвращенiемъ: 'бiйскiй казакъ... почтетъ за грхъ, если заговорятъ по-киргизски въ изб, гд есть православныя иконы'.

На 'Горькой' линiи, гд сношенiя съ киргизами очень часты, но где казаки также подъ влiянiемъ крестьянъ-поселенцевъ занимаются земледелiемъ, стоятъ, следовательно, на более высокомъ культурномъ уровне, мы видимъ обратное явленiе-обруcенiе киргизовъ; конечно, это имеетъ мсто только въ отношенiи киргизовъ, переходящихъ къ оседлости. Переходя отъ кочевого быта къ осдлому, киргизъ стоитъ совершенно безпомощнымъ и не знающимъ передъ новыми условiями жизни, и казакъ 'Горькой' линiи является для него учителемъ во всехъ подробностяхъ земледельческаго быта въ той-же мере, какъ киргизъ-кочевникъ является учителемъ русскаго казака на Иртышской линiи въ подробностяхъ военной

73 74

и скотоводческой жизни. Осдлый киргизъ постепенно утрачиваетъ свои нацiональныя черты и русетъ

Эта-же причина, превосходство культурнаго уровня, регулируетъ результаты взаимодйствiя якутовъ и русскихъ. Мы указывали выше, что въ Якутской области замечаются какъ явленiя объякучяванья русскихъ, такъ и наоборотъ-обруснiя якутовъ. Утрата русскими своей нацiональности поражала наблюдателей настолько, что они, не подвергая этого явленiя разбору, были склонны придавать этому факту преувеличенное значенiе; вслдствiе этого у более старыхъ путешественниковъ мы встрчаемъ удивленiе передъ способностью якутовъ ассимилировать русскихъ. 'Якуты, пишетъ, напр., Гартвигъ 1), представляютъ замчательное явленiе покореннаго народа, который навязываетъ побдителямъ свои нравы и свой языкъ, и, будучи далекимъ отъ того, чтобы подвергнуться влiянiю покорителя, втягиваетъ его въ свою сферу'. Отъ авторовъ боле позднихъ не могло укрыться, что объякучиванiе русскихъ замчается лишь въ нкоторыхъ мстностяхъ; что впрочемъ мало колебало установившееся убжденiе объ ассимиляцiонной способности якутовъ, причемъ на долю русскихъ отводилась лишь порча нравовъ якутовъ. Слдуетъ иметь въ виду, что оба народа относятся другъ къ другу крайне враждебно. Якуты инстиктивно чувствуютъ, пишетъ одинъ изъ новейшихъ изслдователей ихъ, г. Вруцевичъ2), что нравы ихъ растлили русскiе, которыхъ они презираютъ. Чортъ, говорятъ они, семь паръ торбазовъ износилъ, обсуждая, кого сослать въ Якутскую область къ нимъ въ гости, и на седьмой годъ началъ присылать къ нимъ русскихъ; 'всхъ русскихъ якуты называютъ зврями. Презрнiе якутовъ къ русскимъ выражается также и въ отвращенiи къ русскому языку'. Всякiй русскiй, сталкивающiйся по торговымъ деламъ съ якутами, замечаетъ тотъ-же авторь, даетъ о нихъ такой отзывъ: 'Якуты олекминскiе и Якутскаго округа-замчательные мошенники... это первые разбойники и грабители'; авторъ считаетъ, что эти дурныя качества привиты якутамъ самими же русскими. Несмотря на недружелюбное отношенiе русскихъ