Анни Безант

Человек и его тела

как здесь, на физическом, и свою отделенность от своих братьев на этом уровне человек будет ощущать уже не так сильно.

И путешествия в астральном теле можно совершать с такой быстротой, что пространство и время уже можно будет считать покоренными; и хотя человек все еще будет ощущать свое перемещение в пространстве, происходить оно будет настолько быстро, что свою власть отделять друзей друзей друг от друга пространство почти полностью потеряет. Следовательно, даже такое скромное приобретение позволит свести на нет физические расстояния.

Когда человек достигнет ментального мира, он обнаружит в себе еще более грандиозные способности; стоит ему подумать о каком-нибудь месте — и он уже там; стоит лишь подумать о друге — и друг перед ним.

Уже на третьем уровне сознание подчиняет себе материю, пространство и время и может перемещаться туда, куда пожелает. Все, что можно увидеть, оно замечает сразу, едва успев сосредоточить на искомых вещах свое внимание; все, что можно услышать, оно начинает слышать немедленно, стоит ему лишь прислушаться к желаемому звуку; пространство, материя и время в той форме, в какой они являются в низших мирах, перестают существовать, в 'вечном сейчас' уже нет места для последовательной смены явлений. По мере продвижения вверх и само сознание будет становиться все более свободным и почувствует свое единство с сознанием других живых существ; оно сможет думать так, как они, чувствовать то же, что чувствуют они, знать все то, что они знают. Оно сможет примерять на себя на какое-то время те ограничения, в рамках которых они вынуждены действовать, чтобы понять ход их мышления, но при этом сохраняя в полной мере и самое себя. Человек сможет тогда использовать свои высшие знания для совершенствования чужих более мелких и ограниченных мыслей, ненавязчиво углубляя их до некоторой степени.

Осознав свою неотделимость от всего окружающего и наличие во всем единой истинной Сущности, направляющей вниз свою энергию с уровня единства, он приобретет также новые, ранее несвойственные ему функции в жизни природы. Глядя даже на низших животных, он будет замечать, каким путем следует их эволюция, и будет знать, какую действительно необходимую помощь он в состоянии им оказать; они же будут бессознательно воспринимать эту помощь, ничего не подозревая об ее источнике.

Следовательно, все приобретения даются ему не только ради личного блага, но ради блага всех, и новые, все более широкие способности нужны ему для того, чтобы поставить их на службу всему, что стоит ниже его самого на лестнице эволюции.

Следуя этим путем, человек и в самом деле распространяет свое самосознание на весь мир, поскольку учится реагировать на каждый крик о помощи, на каждый возглас радости или отчаяния. Все уже достигнуто, все приобретено, так что Учитель — это человек, 'которому уже нечему больше учиться'. Но это не означает, что Его сознание каждую секунду удерживает в себе абсолютно все существующие во вселенной знания, а означает лишь то, что на Его стадии эволюции уже нет ничего такого, чего бы Он не знал; нет ничего такого, что Он мгновенно полностью не осознал бы, едва успев направить на этот объект свое внимание; в этом цикле эволюции всего живого (а во вселенной нет ничего неживого) уже нет ничего такого, чего Он не смог бы понять и, следовательно, чему Он не смог бы оказать помощь.

Это и есть окончательный триумф человека. Однако все, о чем я рассказала в этой книге, будет совершенно бесполезным, если рассматривать это с позиций низшей сущности, сущности физического уровня.

И все те шаги, к которым я пыталась побудить Вас, мой читатель, не стоит предпринимать, если они приведут Вас в конечном счете на одинокую недосягаемую вершину, которая отделит Вас от прочих многогрешных и страждущих существ, вместо того, чтобы привести Вас к сердцу всех вещей, в котором и Вы сами, и все они — едины.

Сознание Учителя способно перемещаться в любом направлении, в котором он пожелает его направить; способно уподобляться любому объекту, которому он пожелает уподобиться; способно познать все, что он пожелает знать. И все это ради того, чтобы расширить его возможности оказывать помощь другим; чтобы не осталось ничего, что он не мог бы почувствовать, чему он не мог бы помочь; ничего такого, чего он не смог бы укрепить и чьей эволюции не мог бы способствовать; для него весь мир — одно огромное эволюционирующее целое, и его роль в нем — это роль помощника эволюции; он способен отождествлять себя с любой ступенью эволюции и оказывать находящимся