Анни Безант

Человек и его тела

оно сформировано не полностью, пребывает в зачаточном состоянии и выглядит совершенно беспомощным (то же самое мы говорили и об астральном теле малоразвитого человека).

Материя, из которой состоит тело разума, очень разряженная и тонкая. Мы уже говорили, что астральная материя намного тоньше, нежели даже материя эфирных подуровней физического мира; теперь же нам придется раздвинуть горизонты своих представлений о материи еще дальше вверх и вообразить себе субстанцию, неразличимую даже астральным зрением, не говоря уже о физическом, настолько тонкую, что ее не в состоянии ощутить даже 'внутренние' чувства человека. Эта материя принадлежит пятому уровню нашей Вселенной (если считать снизу вверх); и если на предшествующем ментальному миру уровне (астральном) истинная Сущность проявляется в виде ощущений, то на ментальном уровне Она проявляется в виде разума.

Благодаря тому, что внешняя часть тела разума выходит за пределы физического, составляя часть человеческой ауры, за ним была замечена одна особенность: оно растет, из одной инкарнации в другую становясь все больше и активнее, по мере роста и развития самого человека. До сих пор мы не встречались с подобным качеством.

Физическое тело тоже вновь и вновь создается по мере смены инкарнаций, но при этом меняются, как правило, только национальность и пол, что же касается его размеров, то со времен Атлантической расы мы привыкли считать их меняющимся незначительно.

В астральном теле мы наблюдаем совершенствование его организации по мере развития человека. Тело разума, однако, растет в буквальном смысле, увеличиваясь в размерах пропорционально прогрессу человека.

Если человек развит крайне мало, то его тело разума вообще трудно различить, оно настолько слабо развито, что его и заметить-то сложно. Взглянув затем на более развитого человека — развитого пусть не духовно, но умственно, обладающего мощным и богатым интеллектом, — мы обнаружим, что его тело разума выглядит гораздо более определенно и что его организация уже может позволить ему служить в качестве носителя для определенного рода деятельности; это хорошо различимый, четко очерченный объект, созданный из чистого материала и имеющий приятный цвет; он постоянно вибрирует с высочайшей частотой, он полон жизни, энергии; он — проявление разума в мире разума.

Что касается природы тела разума, то создано оно из тончайшей материи; что касается его функций, то оно — непосредственный носитель истинной Сущности, проявляющейся в виде интеллекта; что же касается его роста, то он продолжается из одной жизни в другую и пропорционален интеллектуальному развитию, кроме того, оно приобретает все более четкую структуру, по мере того как атрибуты и качества разума вырисовываются все более конкретно.

Действуя совместно с астральным и физическим телами, тело разума не является однако же точной копией физического человека (подобно астральному телу). Оно имеет овальный контур, похожий по форме на яйцо, и, как можно догадаться, наслаивается на физическое и астральное тела, окружая их по мере своего развития светящейся аурой, которая становится, как я уже говорила, все больше и больше в процессе интеллектуального роста человека.

Нет нужды говорить, что вследствие развития высших умственных способностей человека эта яйцеобразная форма превращается во все более прекрасный и величественный объект; его невозможно увидеть астральным зрением, оно доступно лишь высшему зрению, принадлежащему к миру разума.

Подобно тому, как обычный человек, живущий в физическом мире, не в состоянии увидеть что-либо, принадлежащее к астральному миру, до тех пор, пока в нем не пробудятся астральные ощущения (хотя бы астральный мир и окружал его со всех сторон), точно так же и человек, научившийся пользоваться только физическим и астральным чувствами, не может увидеть мир разума (ни один из объектов, созданных из материи этого мира), пока в нем не проснутся ментальные ощущения, несмотря на то, что мы постоянно находимся в окружении объектов, принадлежащих этому миру.

Эти более тонкие чувства (чувства, соответствующие миру разума) в значительной мере отличаются от тех чувств, которые нам знакомы по физическому миру. Само использование слова 'чувства' здесь, по сути дела, неправомерно, поскольку речь, скорее, идет о ментальном 'чувстве'. Разум начинает ощущать присутствие некоторых вещей из его собственного мира, как бы непосредственно вступая в контакт с ним. Здесь не нужны никакие особые органы, чтобы видеть, слышать, осязать, обонять и определять вкус;