Анни Безант

Человек и его тела

уровней мира Манаса и реинкарнация исходит не из него.

В свое время тело разума тоже разрушается, подобно астральному и физическому, не сохраняя ничего из своих прежних частей. Вопрос о памяти прошлых жизней, таким образом, формулируется так: может или не может человек действовать на высших уровнях мира Манаса в своем причинном теле? Ведь именно причинное тело переходит из одной жизни в другую; именно в причинном теле накапливаются все изменения; именно в нем хранится весь опыт и в него же возвращается в конечном счете сознание; и именно с его уровня каждый раз начинается очередное нисхождение в новую инкарнацию.

Рассмотрим различные этапы жизни вне физического мира и постараемся понять, насколько далеко распространила свое влияние Ее Величество Смерть.

Человек отделяется от плотной части своего физического тела; оно слетает с него, рассыпается на части и возвращается в круговорот элементов физического мира; и не остается ничего, в чем могла бы сохраниться магнетическая связь памяти. Человек остается в эфирном двойнике своего физического тела, но через несколько часов избавляется и от него, после чего он также распадается на элементы. Таким образом, и в эфирном мозге не содержится ничего такого, что могло бы помочь человеку перекинуть мост над пропастью.

Далее человек переходит в астральный мир и остается там до тех пор, пока не сбросит с себя астральное тело точно так же, как и физическое, и 'астральный труп', в свою очередь, тоже рассеется, вернув астральному миру составлявшую его материю, и не останется ничего, что могло бы служить основой для сохранения магнетических связей, необходимых для памяти.

Человек поднимается выше — в тело разума и пребывает в течение столетий на уровнях рупа в мире Девачана, вырабатывая новые способности и наслаждаясь плодами своей деятельности. Но приходит время, когда и это тело разума ему приходится оставить, унося с собой в постоянно существующее тело суть всего, что было накоплено и усвоено.

Он оставляет тело разума разлагаться, подобно прочим, более плотным своим носителям, поскольку материя, из которой оно состоит, хотя и является необычайно тонкой с нашей точки зрения, все же недостаточно тонка для того, чтобы переместиться дальше на высшие уровни мира Манаса. От него также необходимо избавиться, позволив ему распасться на элементы своего уровня; таким образом, мы и здесь наблюдаем полный распад тела.

На своем пути вверх человек постоянно сбрасывает одно тело за другим, и только достигнув уровней арупа мира Манаса, он может считать, что поднялся выше тех сфер, над которыми господствует всесокрушающий скипетр Смерти. Он выбирается, наконец, за пределы ее владений, переходя в причинное тело, над которым Смерть не властна и в котором он оставляет все, что успел приобрести. Отсюда и само его название — причинное тело, ведь в нем собираются все причины, следствия которых проявятся в будущих инкарнациях. И только когда человек начнет действовать на уровнях арупа мира Манаса, будучи в полном сознании, он сможет перенести свою память через пропасть смерти. Неразвитая душа, переходя в высшие миры, не сохраняет там своего сознания; но она входит в них, сохраняя при себе зародыши всех своих качеств — на миг наступает прозрение, вспышка сознания, охватывающая и прошлое, и будущее, а затем ослепленное ярким светом Эго проваливается в небытие до следующего перерождения. Но все его корпускулы переходят в причинное тело и затем вновь высвобождаются, задерживаясь на том уровне, которому они принадлежат; после этого они начинают собирать вокруг себя материю, исключительно им самим соответствующую. Так на уровнях рупа — в мире низшего Манаса — ментальные корпускулы начинают притягивать к себе материю этих уровней, формируя новое тело разума, и скомпонованная таким образом материя наследует все ментальные характеристики, содержащиеся в этих корпускулах. Точно так же желудь, притягивая к себе необходимые материалы из почвы и атмосферы, со временем превращается в дуб. Из желудя не может вырасти ни береза, ни кедр — только дуб; так же и ментальная корпускула может развиваться, только следуя своей собственной природе, и никак иначе.

Такова работа Кармы по воссозданию носителей, и человек всякий раз пожинает то, что посеял. Корпускула, вышедшая из причинного тела, может развиваться только строго определенным способом, притягивая к себе материю, обладающую определенными свойствами, и располагая ее в строго определенном порядке; при этом воссоздается точная копия человека определенного качества,