Анни Безант

Человек и его тела

целях амбиций, гордости и способностей интеллекта намного опаснее и намного разрушительнее по своим последствиям, нежели ошибки низшей природы, которые, к тому же, более очевидны. Поэтому-то 'фарисеи' часто оказываются дальше от 'царства Божия', чем 'грешники и мытари'.

Следуя этим путем, развивается и 'черная магия': человек, укротивший свои страсти и желания, развивает волю и высшие способности своего разума, но не для того, чтобы с радостью обратить их на благо всеобщей эволюции, а для того лишь, чтобы заполучить как можно больше самому, чтобы накапливать, но не делиться. Такие люди стараются утвердить свою обособленность в противовес единству; стараются не ускорить, а задержать эволюцию. Поэтому их вибрации создают лишь дисгармонию и сопряжены с риском разрушения Эго, что будет означать для него потерю всех уже накопленных плодов эволюции.

Каждый из нас, кто уже смог в какой-то степени понять назначение этого причинного тела, может сделать его эволюцию сознательной целью своей жизни. Мы должны стараться сделать свои мысли бескорыстными, это и будет способствовать его росту и активизации. Жизнь за жизнью, век за веком, тысячелетие за тысячелетием продолжается эта эволюция индивидуума, и, помогая ей своими сознательными усилиями, мы действуем в гармонии с божественной волей и выполняем свое истинное предназначение. Ничто хорошее, ставшее однажды частью причинного тела, не исчезает бесследно и не разрушается, поскольку оно есть сам человек, живущий вечно.

Таким образом, мы видим, что по закону эволюции любое зло, каким бы прочным оно поначалу ни казалось, всегда несет в себе зародыш своего собственного разрушения, и, напротив, все хорошее содержит в себе ростки бессмертия. Секрет этого заключается в том, что всякое зло создает дисгармонию, противопоставляет себя Космическому Закону; и, следовательно, рано или поздно Закон разрушит его, разобьет на мелкие кусочки, обратит в пыль.

И с другой стороны, все хорошее, все, что находится в согласии с законом, будет подхвачено им и устремится вперед; оно станет частью потока эволюции, чью 'правильность не нам дано определять', и потому никогда не исчезнет и не разрушится. В этом кроется не просто надежда для человека, но уверенность в его окончательном триумфе. И каким бы медленным ни был рост, он все равно имеет место; и как бы ни был долог путь, когда-нибудь он завершится.

Наша индивидуальность (а она и есть наша истинная Сущность) развивается и не может быть уничтожена полностью; и хотя наши ошибки могут замедлить этот рост, мы же сами можем и ускорить его. И каким бы ни был скромным этот наш вклад в его ускорение, он останется с нами навсегда и на все последующие века будет нашим достоянием.

ДРУГИЕ НОСИТЕЛИ

Мы можем сделать шаг вперед, но при этом мы вступим в сферу настолько возвышенную, что даже воображению нашему сейчас она практически недоступна. Ведь причинное тело отнюдь не является наивысшим, а Духовное Эго — это не сам Манас, но Манас, объединенный с Буддхи, слитый с ним. Это — кульминация человеческой эволюции, предел вращения колеса 'смертей и рождений'.

Но выше самого последнего из рассмотренных нами уровней лежит следующий уровень — еще более высокий и иногда называемый Турья — это уровень Буддхи*.

__________

* Его называют также и уровнем Сушупти.

Носителем сознания на этом уровне является духовное тело — Анандамайакоша, или тело блаженства, в которое могут перемещаться Йоги и наслаждаться в нем вечным блаженством этого чудесного мира, в котором их сознание ощущает всеобщее Единство. Таким образом, это единство становится для них знанием, приобретенным личным опытом, а не просто логическим умозаключением.

В книгах можно найти упоминания о том моменте, когда человек, достигший достаточной степени совершенства в любви, мудрости и силе, проходит через великие врата, отмечающие определенный этап его эволюции. Это врата Посвящения, через которые человека проводит его Учитель, чтобы тот впервые смог перейти в духовное тело и осознать в нем Единство, скрывающееся за всеми внешними различиями и противоречиями физического мира, а также за всеми различиями, существующими в астральном и даже в ментальном мирах.

Когда все эти различия остаются позади и человек поднимается над ними в своем духовном теле, он впервые осознает, что противоречивость свойственна лишь трем низшим мирам, что он един со всеми остальными и что, не теряя чувства собственной индивидуальности, его сознание может охватить и сознание всех других людей, слиться с ними воедино