Анни Безант

Человек и его тела

тела во время земной жизни, — их называют медиумами. Это весьма опасное отклонение, поскольку оно сопряжено с нервным напряжением и нервными расстройствами, но, к счастью, встречается оно сравнительно редко. В этом случае при отделении от физического тела эфирный двойник разделяется надвое; полностью он никак не может отделиться от плотного тела, не вызвав смерти последнего, поскольку его присутствие является обязательным условием, обеспечивающим циркуляцию в теле дыхания жизни. Но даже частичное его отделение погружает тело в состояние летаргии, и его жизнедеятельность практически замирает; процесс воссоединения его разделившихся частей вызывает состояние крайнего утомления, и вплоть до восстановления его нормального единства физическое состояние медиума является очень нестабильным и чреватым опасными последствиями.

По большей части феномены, происходящие в присутствии медиумов, связаны не с самим отделением эфирного двойника от тела, но с теми выбранными медиумом персонажами, которые при этом материализуются с его помощью. Я слышала, что м-р Эглинтон довел искусство этого необычного физического разделения до высшего совершенства и что многие видели, как его эфирный двойник медленно вытекает из него с левой стороны, в то время как его плотное тело заметно уменьшается в размерах.

Тот же самый феномен наблюдался и с м-ром Хаском, чье тело уменьшилось настолько, что даже одежда, бывшая на нем, стала ему велика. А тело м-ра Эглинтона однажды настолько сократилось, что материализованная во время сеанса форма просто взяла его и представила всем присутствовавшим; а то, что и медиум, и материализованная форма были видны одновременно при удачно подобранном для этого освещении — уже само по себе довольно редкий случай.

Уменьшение размеров медиума, похоже, связано с удалением из тела относительно плотной, 'обладающей весом' материи, очевидно, являющей собой какую-то часть жидкостной составляющей этого тела. Но, насколько мне известно, никаких серьезных наблюдений в этой области пока не проводилось, и потому сложно говорить о чем-нибудь определенно. А пока с уверенностью можно утверждать только то, что это частичное отделение эфирного двойника от плотного тела сопровождается нервными расстройствами, и потому здравомыслящему человеку желательно воздержаться от подобной практики, если он вдруг, к несчастью своему, обнаружит у себя соответствующие способности.

Итак, мы рассмотрели теперь обе составляющие физического тела: и плотную его часть, и эфирную, — сделав вывод, что оно являет собой оболочку Эго, благодаря которой последнее может действовать на физическом плане, и что эта оболочка может быть либо удобным для физической работы орудием, либо тюрьмой, от которой Эго может освободить только 'смерть'. Мы видим теперь, что нам следует иметь тело абсолютно здоровое и сильное, но в то же время — утонченное, чистое и чувствительное, и знаем, как мы можем со временем этого добиться. Оно непременно должно быть здоровым; на Востоке здоровье считается обязательным условием успешного ученичества, поскольку любое нездоровье делает тело менее совершенным орудием Эго и может искажать как те впечатления, которые передаются извне вовнутрь, так и те импульсы, которые направляются изнутри наружу. Деятельность Эго (на физическом плане) затрудняется, если его орудие поражено болезнью либо борется с ней. Здоровое и, следовательно, утонченное, чистое, чувствительное, автоматически отвергающее все дурные влияния, а так же автоматически воспринимающее все полезное — вот какое тело мы должны осознанно создавать, избирая из всех окружающих его вещей только то, что способствует достижению этой цели. И хотя мы знаем, что эта цель может быть достигнута лишь частично, мы должны стремиться к ней со всем упорством и всей душой. Даже небольшие успехи на этом поприще будут нам заметны, поскольку мы обнаружим в себе такие многогранные способности к восприятию, о которых раньше даже не догадывались.

У нас обострится и слух, и зрение; мы научимся распознавать более совершенные, тонкие и насыщенные гармонии, различать более нежные, светлые и красивые оттенки. Как художник своим наметанным глазом различает оттенки цвета, недоступные рядовому взгляду, как музыкант своим чутким ухом улавливает тональности, неразличимые для обычного слуха, так и наши усовершенствованные тела смогут распознавать тонкие вибрации жизни, скрытые от неподготовленного человека.

Разумеется, наряду с этим к нам придет и множество неприятных ощущений, поскольку человечество сделало мир, в котором