Анни Безант

Человек и его тела

свое тело разума (своего ментального носителя), человек замечает, что, думая, он теперь создает формы; и хотя (бессознательно) он использовал свои творческие способности и ранее, теперь он получает наглядное представление об акте творчества. Читатель, возможно, помнит, что в одном из своих писем, процитированном в 'Оккультном Мире', Учитель говорит о каждом человеке как о создателе мыслеформ, но подчеркивает, что различие между обычным человеком и Адептом заключается в том, что обычный человек производит эти мыслеформы бессознательно, а Адепт — сознательно. (Слово Адепт употреблено здесь в самом широком смысле, обозначая Посвященных самых разных степеней, однако же стоящих ниже, чем Учителя.)

На этой стадии развития человека его возможности значительно возрастают, так как в силу того, что он теперь может осознанно создавать и направлять мыслеформы (или как их часто называют — искусственных элементалов), он способен использовать их даже там, куда в данный момент он по каким-то причинам не может перенестись в своем теле разума. Следовательно, он может действовать как в непосредственной близости от своего физического тела, так и вдали от него, а значит диапазон его возможностей становится намного шире; отправляя эти мыслеформы на значительные расстояния, он продолжает контролировать их: наблюдать за ними и направлять их действие, то есть они продолжают оставаться послушными орудиями его воли.

По мере развития тела разума и с появлением у человека способности сознательно жить и действовать в нем, он постепенно познает ту более грандиозную жизнь, которую он в состоянии вести на ментальном уровне; и хотя он продолжает при этом оставаться в физическом теле и воспринимать благодаря ему реалии физического мира, в то же время он живет и действует и в высших мирах, и ему не требуется погружать свое физическое тело в сон, чтобы воспользоваться своими высшими способностями. Он по-прежнему продолжает использовать свое ментальное чувство, получая через него разного рода впечатления теперь уже и из мира разума, и, следовательно, он способен видеть ментальную деятельность других людей так же хорошо, как он видит их физические действия.

Когда человек достигает этой ступени прогресса (довольно высокой, в сравнении с обычной для большинства, но все же прискорбно малой, в сравнении с той, к которой он стремится), он начинает осознанно действовать в своем третьем носителе — теле разума; он помнит обо всем, что он делает на его уровне, и познает возможности этого носителя, равно как и их пределы. Волей-неволей он также — начинает ощущать и разницу между этим носителем, который он теперь использует, и самим собой — человеком; а затем и иллюзорный характер личного 'я', присущего телу разума, но не самому человеку, и, в конце концов, он начинает отождествлять себя с индивидуальностью, пребывающей в еще более высоком теле — причинном, которое обитает в высших ментальных слоях — в мире арупа. Он начинает чувствовать, что может покинуть свое тело разума и подняться еще выше, оставаясь при этом самим собой; и тогда к нему приходит понимание того, что все его многочисленные жизни на самом деле — одна и та же жизнь и что он — живой человек — всегда остается самим собой, где бы он ни был. А теперь поговорим немного о связях между этими различными телами.

Поначалу их существование не воспринимается сознанием человека. Но они существуют, иначе человек просто не мог бы достигать физического уровня, проходя предварительно через ментальный и астральный миры; человек просто не замечает их существования, да и они сами не проявляют себя активно, напоминая по своему статусу те органы, которые на физическом плане мы называем рудиментарными.

Каждый, кто изучал биологию, знает, что рудиментарные органы делятся на два вида: к первому виду относятся органы, являющиеся напоминанием о ранее пройденных этапах эволюции, а ко второму виду — напротив, те органы, которые могут быть названы предвестниками будущих направлений развития. Эти органы существуют, но не функционируют; их деятельность в физическом теле относится либо к прошлому, либо к будущему; они или уже умерли, или еще не родились.

То же происходит и со связями (которые я по аналогии позволю себе назвать рудиментарными органами второго вида), соединяющими плотное и эфирное тела с астральным, а астральное — с телом разума, а тело разума — с причинным. Они существуют, но их еще надо оживить, то есть их необходимо развить, а подобно физическим способностям единственный способ развить их — это начать ими пользоваться.