Анни Безант

Человек и его тела

— и он покажется вам совершенно иным. Разумеется, мы опять-таки будем видеть в нем страдания и нищету, позор и разложение; но мы будем знать, что все это — временное, преходящее, что все эти недостатки связаны с детством Расы, но Раса скоро вырастет из них. И глядя на самое низшее и подлейшее, на самые грубые и деградировавшие вещи, мы все же будем знать, что и они тоже наделены божественными возможностями; мы сможем видеть, какими они станут по прошествии времени.

Таково послание надежды, принесенное Теософией западному миру, послание всеобщего освобождения от невежества и, следовательно, всеобщего освобождения от страданий не в мечтах, но наяву, не в виде призрачной надежды, но в виде несомненной перспективы. И каждый человек, в чьей жизни имеет место хорошо заметный рост, являет собой очередной пример и подтверждение этого послания; первые плоды заметны уже повсюду, и когда-нибудь весь мир окончательно созреет для жатвы, исполнив предназначение, ради которого он был рожден ЛОГОСОМ.

ЧЕЛОВЕК

Итак, мы уже достаточно сказали о носителях сознания, поговорим теперь о самом сознании, действующем в этих телах, перейдем к рассмотрению не самих тел, но того существа, которое в них функционирует.

Под человеком я понимаю ту непреходящую индивидуальность, которая переходит из одной жизни в другую, вновь и вновь приобретая различные тела и оставляя их; которая медленно развивается в течение столетий, растет благодаря приобретению и осмыслению опыта и пребывает на высшем уровне Манаса (или ментальном), о котором говорилось в предыдущей главе.

Перейдем теперь к изучению самого человека, действующего на всех трех уже знакомых нам уровнях — физическом, астральном и ментальном.

Рост человека начинается с развития самосознания на физическом уровне; именно на этом уровне появляется то, что мы называем 'сознанием бодрствования' — всем нам знакомое сознание, действующее через посредство мозга и нервной системы, благодаря которым мы мыслим (на физическом уровне), осуществляем логические построения (позволяющие нам помнить прошлые события, происшедшие в данной инкарнации) и делаем свои выводы о различных явлениях жизни. Все, что мы считаем своими умственными способностями, является результатом действия человека сквозь все промежуточные уровни, которые он проходит в этом своем паломничестве, и чем более человек развивает свою индивидуальность, переходя из одной жизни в другую, тем более ясным, тем более активным и, если можно так сказать, более живым становится его самосознание.

Если мы изучим человека слаборазвитого, то заметим, что его ментальная деятельность (деятельность самосознания) невелика количественно и слаба качественно. Такой человек пользуется при работе в физическом теле как плотным, так и эфирным мозгом; его деятельность (видимая либо невидимая) не прекращается ни на миг (если говорить обо всей нервной системе), но это деятельность — весьма грубого свойства. В ней практически отсутствует какая-либо проницательность и какая-либо утонченность ментального подхода. Умственная деятельность, конечно же, имеет место, но носит она инфантильный, ребяческий характер. Его сознание сосредоточено на мелочах, интересуется довольно банальными вещами, обеспокоено мнимыми ценностями, заостряет внимание на событиях весьма незначительных. Такой человек любит сидеть у окна, глядя на шумную улицу: на снующих туда-сюда людей и проезжающие экипажи, высказывая свои замечания о них и млея от восторга всякий раз, когда какой-нибудь прилично одетый господин, поскользнувшись, падает в лужу или же его окатит грязью из той же лужи проезжающий мимо экипаж. Такой человек всегда стремится к внешним проявлениям, поскольку в себе самом находит мало интересного, — другого способа почувствовать себя живым у него просто нет; это одна из основных характеристик низкого уровня ментальной эволюции: человек, действующий в физическом и эфирном телах и старающийся сделать их послушными носителями своего сознания, всегда стремится к острым ощущениям; он хочет убедиться в том, что он действительно может чувствовать и получить представление обо всех вещах, получая от них сильные, хорошо различимые ощущения. Это хотя и элементарная, но неизбежная стадия прогресса, без нее человек постоянно путал бы процессы, протекающие внутри носителя его сознания, с теми, что происходят вне его. Он должен усвоить азбуку своей личности и того, что находится за пределами его личности, научившись отличать вызывающий ощущения объект от вызываемых им ощущений, импульсы, стимулирующие