Анни Безант

Человек и его тела

регулируется 'законами мышления', и сам акт мышления свидетельствует о том, что ему предшествовало возникновение этих законов, так как мышление существует благодаря им, подчиняется им и без них — невозможно.

Нет нужды объяснять, что эти первые шаги, сделанные сознанием в физическом теле, сопровождались огромным количеством ошибок, вызываемых как несовершенством восприятия, так и неверными выводами. Поспешные выводы, обобщения, сделанные на основе недостаточно широкого опыта, наложили свой отпечаток на многие сделанные человеком заключения, и поэтому были сформулированы законы логики, задача которых — усовершенствовать его мыслительные способности и сократить число заблуждений, в которые человек неподготовленный был склонен впадать весьма часто.

Но как бы то ни было, потребность размышлять над тем или иным фактом, независимо от того, насколько истинны эти размышления, является показателем роста человека, поскольку свидетельствует о том, что он пытается внести нечто свое в получаемую им извне информацию.

Эта обработка накопленных материалов отражается и на самом физическом носителе. Когда разум связывает между собой два восприятия, он тем самым связывает между собой и те колебания, которые вызывают эти восприятия, и передает соответствующий сигнал мозгу. Тело разума воздействует на астральное тело, а то, в свою очередь, — на эфирное и плотное тела, и нервные ткани последнего вибрируют в соответствии с полученными таким образом импульсами; эти импульсы проявляются в виде электрических зарядов и магнитных потоков, возникающих между молекулами или группами молекул, между которыми в результате устанавливается сложная взаимосвязь. Даже после прекращения импульса эта взаимосвязь оставляет после себя то, что мы именуем нервными дорожками; по такой дорожке последующий импульс пройдет уже гораздо быстрее и свободнее, чем в том случае, если бы он был направлен, так сказать, перпендикулярно ей; и если какая-либо группа молекул, задействованная в прошлой вибрации, вновь будет активизирована сознанием, вновь возвращающимся к прежней идее, то вызванное в ней таким образом раздражение беспрепятственно передастся по сохранившейся дорожке к другой, связанной с нею предшествующими связями группе молекул, а оттуда в свою очередь (после очередных превращений) — в виде ассоциативной мысли.

Отсюда и огромная важность ассоциаций как одного из видов деятельности мозга, способного, между прочим, доставить немало неприятностей в том случае, если какая-нибудь серьезная или даже священная идея окажется ассоциативно связанной с какой-либо глупой, нелепой мыслью. Например, сознание пытается сосредоточиться на какой-либо высокой идее, и вдруг, нежданно-негаданно, в дверях появляется ухмыляющаяся физиономия какой-то непрошенной мысли, вызванной механическим действием мозга; в результате вся святость размышления оказывается оскверненной.

Мудрые люди осознают важность ассоциаций и тщательно подбирают слова, когда говорят о чем-нибудь святом, чтобы какая-нибудь невежественная и бестолковая личность не провела ассоциативной связи между священным и глупым (или даже грубым), связи, которая могла бы впоследствии воссоздать себя в сознании этой личности. Отсюда и важность заповеди великого Еврейского Учителя: 'Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями'.

Еще одним признаком прогресса человека является его способность регулировать свое поведение, руководствуясь поступающими изнутри выводами, а не импульсами, получаемыми извне. В этом случае он действует, опираясь на накопленный опыт прошлых событий, сравнивая результаты, полученные в прошлом вследствие практического использования различных линий поведения; по этим результатам он и определяет наиболее оптимальную линию поведения на текущий момент.

Человек начинает предугадывать, предсказывать, судить о будущем по опыту прошлого, 'думать вперед', памятуя о том, что было ранее; и если человек оказывается способным на это, значит он еще более вырос, и заметно вырос, как истинный человек. При этом его деятельность может все еще ограничиваться одним лишь физическим мозгом, за пределами которого он будет все еще пассивен, но его развивающееся сознание уже начинает вести себя как индивидуальность, избирать свой собственный путь, вместо того чтобы плыть по течению либо следовать определенной линии поведения, навязанной ему какой-либо внешней силой. Именно по этому пути должен проходить истинный рост человека; следуя по нему, он все более укрепляет то, что мы называем характером, все более