Грасиела Корвалан

Грасиела Корвалан: интервью с Карлосом Кастанедой

и скуку повседневной жизни.

Наши обычные ощущения представляют собой некоторое соглашение,

к которому мы приходим в ходе длительного процесса обучения,

который заставляет нас поверить, что обычное восприятие -- это

единственная правда.

-- Искусство мага состоит в том, чтобы научиться

обнаруживать и разрушать эти стереотипы восприятия, -- сказал

он.

Кастанеда считает, что Эдмунд Гуссерль был первым

западным ученым, который понял, что существует возможность

"откладывания суждений". В своей книге "Идеи чистой

феноменологии и феноменологической философии" (1913) Гуссерль

изучает вопросы "феноменологической редукции".

Феноменологический метод дает представление о тех элементах,

которые поддерживают наше обычное восприятие.

Кастанеда считает, что феноменология дала ему хорошее

теоретическое и методологическое обрамление для восприятия

учения дона Хуана. В феноменологии, акт познания зависит не от

восприятия, а от намерения воспринимающего. Восприятие всегда

меняется в зависимости от истории или от приобретенных знаний

субъекта и всегда входит в определенное русло. "К самим

предметам!" -- так звучит главное правило феноменологического

метода.

-- Задача дона Хуана по отношению ко мне, состояла в

том, чтобы мало-помалу разрушить мои предрассудки восприятия,

достигнув тем самым полного разрыва. -- Феноменология

откладывает в сторону "суждения" и ограничивает все простым

актом намерения. -- Так, например, я создаю такой объект как

дом. Влияние феноменологии при этом минимально. "Намерение" --

это то, что трансформирует мое отношение в нечто совершенно

конкретное и исключительное. --

Кастанеда считает, что феноменология, бесспорно, имеет

малую методологическую ценность. Гуссерль не смог превзойти

уровень теории, и как следствие этого мало соприкасался с

людьми в своей повседневной жизни.

Кастанеда считает, что в настоящее время большинство

людей на Западе являются людьми политики. "Человек политики"

представляет собой нашу цивилизацию в миниатюре. -- Учение дона

Хуана открывает дверь для более интересного человека, человека,

который все еще живет в магическом мире вселенной.

Размышляя позже над его определением "человека

политики", я вспомнила книгу Эдуарда Шпрангера "Формы жизни", в

которой он говорит, что жизнь "человека политики" состоит из

взаимоотношений, основанных на силе и соперничестве. Человек

политики -- это человек власти, чья сила держит под своим

контролем столько конкретной реальности, сколько живых существ

ее населяет.

С другой стороны мир дона Хуана -- это магический мир,

населенный сущностями и силами.

-- Вызывает восхищение то, -- сказал Кастанеда. -- Что

хотя с точки зрения повседневного мира дон Хуан был

сумасшедшим, никто не мог этого заметить. Дон Хуан выглядел

всегда очень по мирски... в течении часа, в течении месяца, в

течении 60 лет. Никто не мог застать его врасплох! Дон Хуан был

безупречен, потому что он знал, что все преходяще, и что в

конце концов все проходит, и остается только красота. Дон Хуан

и дон Хенаро очень любили красоту.

Восприятие и концепции реальности и времени, которые

были у дона Хуана несомненно сильно отличались от наших обычных

представлений. Дон Хуан безупречен, но это не мешает ему

говорить, что с "этой стороны" все очень мимолетно.

Кастанеда описывает вселенную разделенной на две части:

правую и левую стороны. Правая относится к тоналю, левая к

нагуалю.

В "Сказках о силе" дон Хуан пространно объясняет

Кастанеде существование двух половин