Альберт Великий

Малый алхимический свод

Я видел, наконец, и таких мудрецов, которые совершили возгонку и осаждение

порошков и летучих, приготовили растворы и дистиллаты из этих порошков,

сгустили, осадив их, и подвергли металлы обжигу, выбелив и выкрасив их массы9.

После этого им было возвращено твердое состояние и цвет, свидетельствующий то,

что они стали Солнцем и Луной, по ковкости и прочим проверкам лучше природного

[золота] и природного [серебра].

Видя, однако, такое несметное число ошибившихся и заблудших, я решил, что должен

написать истинную и многократно испытанную в деле книгу, лучшую [из сходных],

написанных всеми прочими философами, среди которых я работал и рукотворил. В

этой моей книге не будет ничего такого, чего я не зрил бы собственными глазами.

2. Как появились металлы

Алхимия есть искусство, придуманное алхимиками. Имя ее произведено от греческого

archimo, что по-латыни означает massa10. С помощью алхимии заключающиеся в

минералах металлы, пораженные порчей, возрождаются, причем несовершенные

становятся совершенными.

Должно заметить, что металлы отличаются друг от друга только своими

акцидентальными (внешними) формами, но отнюдь не эссенциальными (сущностными).

Следовательно, лишить металлы их проявлений — дело вполне возможное. Возможно,

стало быть, также посредством алхимического искусства осуществить новое

вещество, подобно тому как все разновидности металлов образуются в земле от

смешения серы и живого серебра11 или зловонной земли. В самом деле, дитя в

материнском лоне немощно сжимается из-за болезни неправильно расположенной

матки, да вдобавок еще пораженной заразой. И хотя сперма здоровая, дитя, однако,

рождается прокаженным только из-за того, что матка подверглась порче. Точно так

и металлы подвержены порче либо от нечистоты серы, либо от зловонной земли. От

этого и проистекают особенности, отличающие один металл от другого.

Когда чистая красная сера входит в соприкосновение с живым серебром во чреве

земли, долго ли, коротко ли зачинается золото, либо от продолжительности

[соприкосновений], либо от выварки, которой споспешествует природа. Когда чистая

и белая сера входит в соприкосновение с живым серебром в чистой земле,

зачинается серебро, которое отличается от золота тем, что сера в золоте —

красная, а в серебре — белая. Когда же, однако, красная сера, порченая и

пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в земле, зачинается медь,

которая не отличается от золота ничем, разве что в золоте сера здоровая, а здесь

[в меди] — порченая. Когда белая сера, порченая и пригорелая, входит в

соприкосновение с живым серебром в земле же, зачинается олово. Оно (как это

установлено на опыте) хрустит на губах и легко разжижается. А происходит это

оттого, что живое серебро было плохо смешано с серой. Когда белая сера, порченая

и пригорелая, входит в соприкосновение с живым серебром в зловонной земле,

зачинается железо. Когда же, наконец, сера, черная и порченая, входит в

соприкосновение с живым серебром, зачинается свинец. Свинец, как сказал

Аристотель, прокаженное золото.

Кажется, уже достаточно поведано о происхождении металлов, а также и о том, что

отличаются они друг от друга только. Своими внешними проявлениями, будучи

сущностно тождественными. Остается теперь лишь проверить доказательства

философов и авторитетов и убедиться, подтверждают ли они, что алхимическое

искусство — истинное искусство. Тогда-то у нас будет право оспорить тех, кто

утверждает обратное.

3. Доказательство того, что алхимическое искусство — истинное искусство

Есть люди, — а их предостаточно, — которые любят перечить нам. В особенности те

из них, кто не сведущ ни в нашем искусстве, ни в природе металлов и кто профан

также и в том, чтобы отличить существенные свойства металлов от их внешних,

несущественных свойств, мало что смысля относительно их [металлов] протяженности

и плотности (profunditates).