Альберт Великий

Малый алхимический свод

Альберт Великий.

МАЛЫЙ АЛХИМИЧЕСКИЙ СВОД

Преуведомление

"Вся мудрость исходит от Господа нашего и всегда с ним и присно и ныне, и во

веки веков"1. И да возлюбит каждый эту божественную мудрость, взыскует ее и

вымолит мудрость и разумение у Того, "кто дарует разумение и мудрость, изобильно

и без препон", — каждому, не укоряя, не попрекая, Он есть высочайшая высота и

глубочайшая глубина всякого знания. Он есть сокровищница всякого знания, Он есть

сокровищница всей мудрости. Вот почему "все сущее — от Него, через Него и в

Нем"; без Него ничто не может быть сделано, без Него ничто не может быть

совершено. Честь и слава Ему во веки веков. Аминь.

Итак, приступая к сему рассуждению, я, уповая на помощь и благоволение Того, Кто

первопричина и Кто исток всякого блага и любви, прошу Его сподобить скудные мои

знания частице божественного Духа, дабы я оказался в силах высвободить свет,

открытый во мраке, и повести тех, кто погружен во грех, по тропе истины. Да

поможет мне в замысленном предприятии моем Тот, Кто вечно пребывает в высочайшей

высоте высот. Аминь.

Несмотря на все мои многотрудные странствия по многочисленным землям и

провинциям, городам и замкам, странствия, вдохновленные моим интересом к науке,

зовущейся алхимией, несмотря также и на то, что я вдумчиво собеседовал с учеными

людьми и мудрецами, хранителями алхимической премудрости, употребляющими ее,

чтобы исследовать свой предмет сполна; несмотря даже на то, что поглощал их

писания одно за другим, бессменно склоняясь снова и снова над трудами мудрецов,

я не нашел в них сути того, что сии мудрецы провозглашали в своих сочинениях. Я

изучал алхимические книги двояко, стараясь уразуметь в них и то, что говорит в

пользу мужей, их написавших, и то, что говорит против них, но установил, что эти

книги никчемны, бессмысленны и бесполезны.

Вдобавок я обнаружил еще, что многие ученые: богачи, аббаты, епископы, каноники,

знатоки натуральной философии — будто вовсе были они неграмотными, потерпели

крах, затратив бездну бесплодных усилий и вконец разорившись. И все только

потому, что, увлеченные своим искусством, они оказались неспособными вовремя

остановиться или свернуть с начатого пути.

Однако меня не оставляла надежда. Я продолжал безостановочно трудиться. Я

продолжал тратить имеющиеся у меня средства и, путешествуя по городам,

монастырям и замкам, продолжал наблюдать. Но наблюдал, размышляя, ибо, как

говорит Авиценна, "возможно ли это? Но если этого не может быть, то каким

образом этого не может быть?"2 Я настойчиво изучал алхимические сочинения и

размышления над ними, пока наконец не нашел того, чего искал, но не посредством

моих собственных скудных знаний, а посредством божественного Духа. Но как только

я стал отличать и понимать то, что лежит за пределами природы, я начал более

пристально и с большим тщанием следить за процедурами вываривания3 и возгонки,

растворения и перегонки, размягчения, обжига и сгущения в алхимических и иных

работах. Я делал это до той поры, пока не убедился, что превращение в Солнце и

Луну возможно, причем алхимическое Солнце и алхимическая Луна в испытаниях и

обработке оказываются лучше природного [золота] и природного [серебра]4.

Вот почему я, ничтожнейший из философов, вознамерился ясно изложить истинное

искусство, свободное от ошибок, для моих единомышленников и друзей; но таким,

однако, образом, чтобы они увидели и услышали то, что для них самих сокрыто и

остается невидимым, неслышимым и неумопостигаемым. Вот почему я прошу тебя и

заклинаю тебя именем Творца всего сущего утаить эту книгу от невежд и глупцов5.

Тебе я открою тайну, но от прочих утаю эту тайну тайн, ибо наше благородное

искусство может стать предметом и источником зависти. Глупцы глядят заискивающе

и вместе с тем надменно на наше Великое Деяние, потому что им самим оно

недоступно. Поэтому они и полагают наше Великое