Альберт Великий

Малый алхимический свод

попробуй растворить, а раствор сохрани. Если же смесь не

растворится, еще раз хорошо измельчи и добавь немного нашатыря. Тогда-то уж

обязательно растворится. Дождавшись растворения, помести в теплую воду для того,

чтобы потом перегнать. А потом [весь этот раствор] перегони, как я тебя когда-то

учил. Не вздумай поставить раствор для перегонки в золу! Почти все у тебя тогда

затвердеет, и тебе опять придется отвердевшую смесь растворять, как уже только

что приходилось. Когда же перегонка окажется вполне завершенной, помести твой

материал в стеклянную реторту, сгусти, и ты увидишь белую субстанцию, твердую и

ясную, близкую по форме к кристаллу, разжижающуюся на огне, словно воск,

всепроникающую и устойчивую. Возьми же только одну часть этой субстанции на сто

частей любого очищенного и обожженного металла. Только попробуй, и ты на вечные

времена улучшишь его — этого металла — природу. Боже упаси, не вздумай привести

твою субстанцию в соприкосновение с неочищенным металлом! Металл твой немедля —

после двух или трех проб — навсегда утратит свой цвет.

Прибавлю к этому. Аристотель в своей книге "О совершенном магистерии" сообщает о

возогнанной и прокаленной ртути, под коей я понимаю ртуть закрепленную, ибо,

если ртуть прежде не закрепить, едва ли возможно ее прокалить. А не прокаливши,

и не растворишь ее ни за что. Обсуждая завершающий момент опыта, [кое-кто]

говорит, что следует добавить белое — определенного сорта — масло философов для

умягчения нашего медикамента. Если закрепленные субстанциальные духовные начала

непригодны в качестве проникающей материи, прибавь к ним равновеликое количество

незакрепленных тех же начал, раствори, а потом сгусти. Не сомневайся, что вот

тогда ты достигнешь того, что субстанциальные духовные начала обретут

всепроникающую способность и прочее. Точно так же, если какое-нибудь обожженное

тело не поддается сжатию в твердое однородное состояние, прибавь к нему немного

этого же вещества в расплавленном состоянии, и к тебе тоже придет удача. Раздели

яйцо философов116 на такие четыре части, чтобы каждая обладала самостоятельной

природой. Возьми каждой природы равномерно и в равных пропорциях, смешай, но

так, однако, чтобы не нарушить их природной несовместимости. Именно тогда ты

достигнешь того, что вознамерился

достичь, с Божьей помощью.

Это и есть универсальный метод. Однако я объясняю тебе его в форме особенных

отдельных операций, коих число есть четыре. Две из них можно выполнить очень

даже хорошо, без каких бы то ни было помех и осложнений.

Когда же тебе удастся обладать водою из воздуха и воздухом из огня, ты сможешь

получить и огонь из земли. Соотнеси воздушную и земляную субстанции с теплотою и

влажностью, а потом приведи их в такое единство, которое будет слитным и

неделимым и в котором бывшие составляющие этого единства явлены неразличимыми.

Затем ты можешь прибавить к ним два действенных добродетельных начала, а именно

воду и огонь. Это и есть тот предел, в коем алхимическое деяние свершится

окончательно117. Слушай и вникай! Ежели ты примешаешь к единству воздуха и земли

только одну воду, тебе откроется серебро. А ежели огонь — твоя материя примет

красный цвет...

Примечания

1. Реминисценция на тему Екклизиаста.

2. Алхимический трактат Авиценны "De Anima" ("О душе") особенно часто цитировали

в XIII столетии. Так, алхимические реминисценции из него встречаются, кроме

Альберта, у Роджера Бэкона и Винсента из Бове. Впервые трактат "О душе"

напечатан в Базеле в 1527 г. Принадлежность этого трактата Авиценне оспаривают.

Л. Торндайк приводит перечень алхимических сочинений, необоснованно

приписываемых Авиценне (Thorndike L. А history of magic and experimental

science. V. 1 — 8. London, 1923-l941. V. 2. Р. 471).

3. От decoguere (лат.) — отваривать, варить. В алхимическом опыте это действие

означает принудительное выпаривание воды или иной жидкости,