Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

только возможно, чтобы сделать его счастливым, не способствует затягиванию ран, которые получил Король-Рыбак, и человек продолжает страдать от невозможности получить удовольствие от благ, которыми он фактически уже обладает.

Мы продолжаем нашу историю. Придворный шут (любой мало-мальски приличный правитель имеет придворного шута) еще задолго до того, как Король-Рыбак был ранен, предсказал, что исцеление короля может наступить лишь тогда, когда в его замок забредет полный и абсолютный дурак- Придворные средневекового замка могли спокойно принять подобное пророчество. Такое решение проблемы с появлением какого-нибудь невинного простофили или юнца их бы вполне устроило. Поэтому все жители королевства целыми дни и ночи напролет ожидали появления наивного дурачка, который смог бы исцелить их несчастного короля.

В этой части мифа говорится о том, что в. душе каждого мужчины существует наивная часть, которая его спасет и исцелит рану Короля-Рыбака. Предполагается, что, если мужчина хочет исцелиться, он должен найти у себя внутри что-то близкое по возрасту и ментальности к самому себе в момент, когда был ранен- К тому же это обстоятельство помогает нам понять причину, по которой Король-Рыбак не мог исцелиться сам и почему во время рыбалки его боль только утихала но не исчезала совсем- Чтобы мужчина смог полностью оправиться от боли, он должен позволить проникнуть в свое сознание чему-то абсолютно иному, способному его изменить. Человек не может исцелиться оставаясь в рамках прежнего сознания Короля-Рыбака, вне зависимости от его занятий- Вот почему для излечения от травмы мужчине необходимо внедрить в жизнь свою собственную молодую бесшабашную часть.

На психотерапевтической сессии мужчины иногда на меня рявкают, если я прошу их сделать что-нибудь необычное или вызывающее затруднение: "За кого вы меня принимаете? За дурака?" А я им отвечаю: "Да". И это помогает. Получается так, что какое-то невинное или даже дурацкое занятие дает возможность человеку встать на ноги. Он лишь должен быть достаточно кроток и терпим к той юной, невинной, подростково-глупой своей части, чтобы найти в ней истоки для залечивания раны, полученной Королем-Рыбаком.

Глава 2

Далее миф уводит нас от страданий раненого Короля-Рыбака к истории родившегося в Уэльсе безымянного мальчика. В те времена родиться в Уэльсе означало родиться где-то далеко, на самом краю света. Здесь можно вспомнить отрывок из комментария к Священному Писанию: "Чего хорошего можно ожидать из Назарета?" Оказалось, что и Уэльс, и Назарет находятся в самом низу в списке ценностей, существующих в коллективном человеческом сознании. Разумеется, именно оттуда и появился наш герой. Он, призванный спасти страждущих, и приходит с той стороны, откуда его меньше всего ждут. Несколько позже мы узнаем, что его зовут Парсифаль, что означает "невинный дурак". Это имя содержит и более глубокий смысл - тот, кто соединяет и совмещает противоположности в одно целое - и тем самым предписывает юноше роль исцелителя. Этот смысл в чем-то схож со смыслом китайского слова дао.

Но Королю-Рыбаку в поисках своего спасения унизительно полагаться на наивность Парсифаля, Нечто похожее мы видим в евангельских строках: "Будьте как дети, и вам откроется Царство Небесное". До тех пор пока вы не начнете доверять существующему у вас внутри Парсифалю, у вас не появится ни малейшей надежды на исцеление. Очень тяжелый момент для мужчины и его мужской гордости, когда он падает лицом в грязь.

В связи с этим Юнг вспоминал о тяжелой ситуации в своей жизни, когда между ним и Фрейдом возникли большие разногласия в отношении природы бессознательного. Фрейд считал, что бессознательное представляет собой мусорную кучу. Все, что не находит применения в реальной жизни, обесценивается и вытесняется в бессознательное. Юнг же настаивал на том, что бессознательное - это материнская среда, из которой, как через артезианскую скважину, может забить фонтан креативности. Фрейд никак не мог с этим согласиться. Из-за этого разногласия их пути разошлись. Для Юнга этот разрыв был очень тяжелым и тревожным, ибо мог иметь весьма плачевные последствия. Он был молодым, неизвестным, еще не имел никакой репутации, и он вполне мог бы завершить свою карьеру, практически не успев ее начать.

Но по возвращении домой Юнг решил, что если он действительно убежден в том, что креативность может фонтанировать из бессознательного, то будет верить в это до конца. Поэтому он заперся в комнате и стал ждать проявления бессознательного. Незадолго перед