Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

Два - это "плохо", ибо дуализм лишен перспективы. Один и четыре - это "хорошие" символы. Два и три -символизируют затруднения, нестабильность и неполноту, это этапы, которые человек должен пройти. С одной стороны, они абсолютно необходимы, с другой -не следует слишком долго на них задерживаться, Пар-сифалю, сильно задетому четверичностыо замка Грааля, теперь следовало примириться с троичностью жизни здесь-и-теперь. Его любовь, его рыцарские идеалы, его служба при дворе Короля Артура - все эти обстоятельства, имеющие отношение к жизни здесь-и-теперь, полностью подчинили его себе. Никто не мог его повернуть на путь, ведущий к замку Грааля, до тех пор, пока он не пройдет земной путь, который предназначен ему судьбой.

Когда в жизни доминирует троичность, наступают тяжелые времена; тогда три либо должно уменьшиться до единицы, либо увеличиться до четырех. Троичность, или ее символ, который воспроизводится сознанием, невозможно переносить слишком долго из-за чрезмерного напряжения не находящих удовлетворения потребностей. Если человек раздирается противоречиями, которые парализуют его деятельность по рукам и ногам, ему следует либо сделать прорыв вперед и получить просветляющее воздействие инсайта и тем самым достичь четверичности, либо наоборот, ограничить свое сознание с тем, чтобы просто выжить.

Можно попробовать- приложить эту числовую символику к христианскому учению о Святой Троице. Это непростой вопрос, и здесь я бы не стал заходить слишком далеко. Однако взгляд на троичность мужской природы и Божественного воплощения мне кажется неполным. Для достижения целостности и стабильности троичному символу воплощения Бога необходимо превратиться в четверичный. Существовавшая во все времена троичная символика содержала в себе некий скрытый конфликт или даже враждебность, поэтому какое-то время спустя в ней что-то потерялось. Отвергнутая часть позже появилась под личиной дьявола. Можно указать на определенную закономерность: если в духовной жизни нами отвергается нечто, составляющее духовную целостность, это отвержение оборачивается против нас. Юнг отстаивал эту точку зрения, полагая, что из христианской Троицы исключена темная, фемининная часть жизни. Нечего удивляться ее возвращению в образе хтонического дьявола, который стремится к тому, чтобы завладеть нами.

Мы живем в эпоху перехода человеческого сознания от приоритета троичной символики к приоритету символики четверичной. Возможно, в этом заключается одна из наиболее глубоких причин хаоса, в котором находится современный мир. Существует множество снов наших современников, ничего не знающих о числовой символике, где число три превращается в четы-Ре. Это может свидетельствовать о происходящей эволюции сознания. Можно предположить, что существует определенное смещение от строгой, абсолютно маскулинной концепции конечной реальности и троичности Бога к концепции четверичной символики, которая в себя включает фемининный элемент наряду с многими другими, не нашедшими места в идее стремления к совершенству.

Может показаться, что в настоящее время Божий Промысел состоит в том, чтобы заменить образ абсолютного совершенства образом полноты и целостности. Предполагая идеальную чистоту, совершенство исключает наличие недостатков, темных пятен или неясностей. Целостность включает в себя даже темноту, но соединяет и сочетает в себе темные и светлые элементы. Самый общий смысл христианства состоит в страстном стремлении к добру и совершенству, целостности и полноте. Стремление к целостности - это прекрасное желание, постоянно приводящее нас к парадоксу. У меня нет полной уверенности в том, что сейчас человечество в состоянии прямо реализовать это желание, однако есть вера в то, что рано или поздно это произойдет.

Юнг был абсолютно прав, что постулат 1950 о телесном вознесении Девы Марии на небеса - догматическое утверждение четверичности. Сегодня Дева Мария не только духовно, но и телесно обитает в Царствии Небесном. В буквальном понимании это абсолютная бессмыслица, но психологический смысл включения неземной, фемининной сущности в Божественную Троицу очень важен. С этого момента Бог уже не триединая сущность, состоящая только из мужских элементов, ибо к ним добавлен четвертый, женский, элемент. Будучи осмысленной позже, женственность оказалась вполне подходящей для существования в Царствии Небесном вместе с Богом. Юнг ликовал, узнав о существовании догмы о телесном вознесении Девы Марии на небеса. Но это было и прошло, в основном забыто и вряд ли кем-то замечено. Однако свидетели