Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

жизни у любого человека. Последний человек, которого он спросил об этом, сказал что-то совсем не похожее на то, что он слышал прежде. Итак, пять рыцарей были везде и в то же время их не было нигде.

Какое-то время спустя Парсифаль очутился перед шатром и приблизился к нему. Выросший в бедной хижине юноша прежде никогда не видел ничего подобного, поэтому принял этот шатер за храм, о котором ему рассказывала мать. С огромным волнением и трепетом он бросился в шатер, собираясь помолиться богу и вдруг обнаружил там прекрасную даму. Она оказалась первой из сверкающей, ослепительной, непостижимой череды прекрасных дам, с которыми нам придется встретиться, пока продолжается наша история.

Парсифаль запомнил наказ матери, что он должен защищать честь каждой прекрасной дамы, которая повстречается на его пути, что он должен обожать, холить и лелеять ее, как только сможет. Поняв этот наказ буквально, он изо всех сил стал проявлять свое рвение, подойдя к ней вплотную и даже обняв ее. Увидев на ее руке кольцо, он снял его и надел себе на палец. Таким образом он получил от своей прекрасной дамы талисман, который будет воодушевлять его на подвиги всю оставшуюся жизнь.

Приходилось ли вам видеть мальчика во время его первого свидания? Эта картина может служить прекрасной реминисценцией. Но вполне естественно, что прекрасная дама была оскорблена таким поведением юноши.

Мать говорила Парсифалю, что он может найти себе пропитание - простую пищу, чтобы утолить голод в церкви, Господнем Храме. Поэтому Парсифаль, увидев в шатре накрытый стол, был абсолютно уверен, что это сделано в его честь. Но хозяйка шатра ждала своего возлюбленного рыцаря, который защищал ее честь и служил ей; она выставила на столе все его любимые блюда. Что касается Парсифаля, то для него пророчество сбывалось прямо-таки буквально: вот Божий Храм, вот прекрасная дама, вот вся лучшая еда, которую он только мог пожелать. Все сходилось с тем, что он слышал от матери. Усевшись за стол, Парсифаль принялся есть с большим аппетитом, решив, что сама по себе жизнь все-таки очень хороша.

В это время прекрасная дама стала, наконец, поникать, что к ней забрел человек, мягко говоря, не совсем обычный. Оказалось, что рядом с ней находится воистину святой, простодушный отрок, и как только она это осознала, ее злость мгновенно утихла. Опасаясь за жизнь Парсифаля, она стала умолять его немедленно покинуть шатер, уверяя его в том, что если по возвращении рыцарь застанет в шатре, то убьет его без тени сомнения.

Но для Парсифаля по-прежнему все шло как нельзя лучше. Он обрел Божий Храм, нашел очаровательную даму, чье кольцо он уже носил на руке. Он был сыт, чего же еще надо?! Если у вас есть подросток, то вам все это должно быть хорошо знакомо. Наблюдать это, с одной стороны, больно, а с другой - очень трогательно.

Наконец, Парсифаль послушался прекрасную даму, покинул шатер и отправился в путь. Вскоре ему на пути встретились два разоренных монастыря: мужской и женский. Монахи и монахини изнывали от непосильного труда. Святое Причастие находилось невостребованным в алтаре, ибо к нему никто не мог приблизиться. Урожай не вызревал, стада не размножались, колодцы пересохли, на деревьях не было видно ни одного плода: ничего не росло, не зрело, не плодоносило, везде царили нищета и разруха, и нигде не встретилось ни одного счастливого уголка. По всем признакам эта земля была заброшена.

В мифах эта тема в разных вариантах очень часто повторяется снова и снова, демонстрируя общность единого принципа на множестве различных уровней. Вот почему ситуация в мужском и женском монастырях абсолютно идентична ситуации в замке, которым владеет Король-Рыбак. Опустошенная земля и символ Сакрального, находящегося здесь же, в алтаре, но абсолютно недоступного - такую ситуацию нельзя рассматривать иначе как чисто невротическую. Все, что требуется человеку, находится здесь же, под руками, оно вполне доступно, и, тем не менее, он не может этим воспользоваться. Это агонизирующее состояние невротической структуры раздираемой на части, раздвоенной личности.

Мы живем в период наивысшего расцвета благосостояния и богатства человечества за всю историю его существования. Однако мне иногда приходит в голову мысль, что мы являемся едва ли не самым несчастным поколением. Мы разобщены, мы Короли-Рыбаки, монастыри, над которыми тяготеет проклятие.

Парсифаль все это видел. У него не было сил, чтобы исцелить и исправить все сразу, но он обещал вернуться, когда станет сильнее, чтобы снять тяготеющее