Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

покинул своего крестного отца, так как почувствовал, что мать нуждается в его помощи.

Гурнамонд дал Парсифалю два важных совета. В очень многих мифах упоминаются либо точно такие же советы, либо очень на них похожие. Первый заключался в том, что Парсифалю следует отправиться на поиски Чаши Грааля, ибо это единственная цель, достойная настоящего рыцаря. При этом он должен неуклонно следовать главному правилу: никогда женщину не соблазнять и никогда женщиной не соблазняться. Ему нельзя вступать с женщиной в интимную связь, иначе ему никогда не видать Священной Чаши.

Второй совет Гурнамонда заключался в том, что, добравшись до замка Грааля, Парсифаль должен задать главный вопрос: "Кому служит Чаша Грааля?" Этот весьма загадочный вопрос мы не понимаем до сей поры. Оба совета Гурнамонда Парсифаль постоянно держал в голове, ни на минуту о них не забывая.

Итак, Парсифаль отправился на поиски своей матери. Вскоре он узнал, что сразу после его отъезда она умерла с разбитым сердцем в тоске и печали. Вы, конечно, помните, что ее звали Разбитое Сердце. Естественно, Парсифаль почувствовал себя виноватым в том, что произошло, но именно в этом и заключается один из неизбежных этапов становления и развития мужской психологии. Нет ни одного сына, который бы, становясь мужчиной, не порвал бы так или иначе на какое-то время отношений с матерью. Оставшись с матерью, чтобы обеспечить ей комфорт и поддержку, он никогда не избавится от материнского комплекса. Часто мать делает все, чтобы удержать около себя сына. Один из наиболее тонких способов в этом отношении - это крепить в нем идею преданности матери, но если эта идея завладеет им целиком и полностью, все закончится тем, что мужское начало сына будет серьезно уязвлено. Сын должен этого избежать и покинуть свою мать, даже если на какой-то момент это может показаться предательством; мать же обязана перенести эту боль. Однако позже сын, подобно Парсифалю, может вернуться, чтобы установить с матерью отношения на совершенно ином уровне. Но это произойдет лишь после того, как сын самостоятельно обретет независимость и установит эмоциональные отношения с женщиной своего возраста. В нашем мифе мать Парсифаля умерла, так и не дождавшись его возвращения. Очень вероятно, она олицетворяет собой тот тип женщины, которая может существовать только в материнской роли и психологически умирает", когда с нее эта роль снимается, ибо не понимает, что значит для нее быть просто женщиной, личностью, ибо никогда не ощущала себя таковой, - а только матерью.

Глава 4

Как мы уже знаем, Парсифалю не удалось застать в живых свою мать, но во время путешествия ему встретился замок, где жила прекрасная дама, в то время, когда ее постигло несчастье. Замок носил ее же имя: Белый Цветок. Белый Цветок - это первая по значимости прекрасная дама во всем мифе. Все, что ни делал Парсифаль йотом, он делал во имя прекрасной дамы по имени Белый Цветок.

Может показаться, что Белый Цветок - это самая несчастная и неудовлетворенная жизнью женщина, какую только можно себе представить; однако следует помнить, что Белый Цветок не реальная женщина из плоти и крови. Она воплощает часть внутреннего мира Парсифаля, его внутреннюю фемининность. Если женщина из плоти и крови начинает вести себя подобно Белому Цветку, ее следует немедленно оставить.

Замок, в котором жила девушка, осадили враги, поэтому она попросила помощи у Парсифаля. Она обещала ему солнце, луну и все звезды на небе, если он поможет ей освободить замок. Парсифаль вышел перед осаждавшим замок неприятельским войском, и вызвал на поединок второго по силе рыцаря. Победив его, юноша взял с него клятву верности и отправил ко двору Короля Артура. Затем Парсифаль вызвал первого рыцаря осаждавшего войска и поступил с ним точно так же. К концу нашей истории у двора Короля Артура соберется целая толпа побежденных противников, присланных Парсифалем.

Рассуждая над глубинным смыслом этого поэтичного эпизода, Юнг говорит о "перемещении центра тяжести личности" - то есть о процессе извлечения маскулинной энергии из бушующего резервуара бессознательного и соединения ее с центром сознания личности, который в этой легенде символизирует Король Артур вместе с рыцарями Круглого стола. Этот процесс является очень тонким, хорошо подготовленным и высокоосознанным. В первой половине жизни ни одно стремление не может быть благороднее и почетнее стремления к этому идеалу.

Только служа Белому Цветку Парсифаль смог себе ясно представить свое предназначение.