Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

жалкая имитация. Чтобы восстановить мужское начало, возникает необходимость в другом отце - духовном или крестном. Тогда все встает на свои места: мужественность будет постоянно ему сопутствовать и служить опорой всю оставшуюся жизнь.

В это время при дворе Короля Артура собралось такое количество рыцарей, побежденных Парсифалем, что в замке возник переполох; у всех на устах было имя героя, который до сей поры оставался незамеченным. Все с нетерпением ожидали приезда Парсифаля к Королю Артуру, желая устроить в его честь пир. Но никто не имел ни малейшего понятия, где именно находился герой. Поэтому на его поиски отправился сам Артур. Он поклялся, что не станет две ночи подряд спать в одной постели, пока не найдет величайшего героя и самого знаменитого рыцаря всех времен. Что касается Парсифаля, он остановился совсем неподалеку от замка, но Артур об этом даже не догадывался.

Затем происходят весьма любопытные события, пожалуй, самые удивительные во всем мифе. Высоко в небе, прямо над замком сокол напал на трех гусей и одного из них ранил. На белый снег упали три капли крови. Увидев это, Парсифаль сразу вспомнил о Белом Цветке, о которой он к тому времени совсем забыл. Парсифаль постоянно и очень быстро забывал о тех, кто уходил из его поля зрения. Сколько подростков испытывают внезапное озарение, возвращаясь домой: "Боже мой, я обо всем забыл! Я почему-то отвлекся и совершенно выпустил из виду!"

На снег упали всего три капли крови, а Парсифаль, вспомнив свою прекрасную даму, впал в любовный транс. Он сидел, не шелохнувшись, глядя на алую кровь на белом снегу. В этот момент к Парсифалю подъехали два воина Короля Артура. Узнав его, они попытались убедить его вернуться в замок Короля Артура. Не выходя из любовного транса, обладавший огромной силой Парсифаль скинул с коня сначала одного из них, а затем и другого. При падении второй воин сломал себе руку. Им оказался тот самый человек, который обидел девушку, не смеявшуюся шесть лет.

Помните, тот момент, когда она засмеялась, один из придворных ее ударил, а Парсифаля толкнул в огонь? Юноша поклялся ему отомстить. Неожиданно в мифе начинают сходиться концы с концами. Честь дамы восстановлена!

Прошло время, и появился третий рыцарь по имени Гавейн. Он весьма деликатно и вежливо пригласил Парсифаля вернуться с ним в замок Короля Артура. Тот согласился.

Другая версия этого любопытного фрагмента мифа состоит в том, что капли крови стали незаметны, как только взошло солнце, которое растопило снег. Тогда Парсифаль осознал, что снова готов действовать и отправился ко двору Короля Артура.

Перед нами довольно странный фрагмент, в котором смешалось все: Белый Цветок, три капли крови и внезапный выход Парсифаля из транса. Если бы солнце не растопило снег и капли крови не исчезли, Парсифаль бы по-прежнему находился в бездействии.

В мифологии и снах очень информативны числа. Вы помните, сколько раз встречается в замке Грааля число четыре? На символическом языке нам сообщается, что замок Грааля - это место, имеющее четверичную природу, где существует целостность. Число четыре символизирует полноту, умиротворение, стабильность, вечность.

Число три, наоборот, является символом настойчивого стремления, неполноты, беспокойства и страстного желания. Мне кажется, можно усмотреть некую игру полноты в переживании опыта Грааля и отсутствия этой полноты в скоротечных неземных отношениях Парсифаля с Белым Цветком. Оба переживания очень ценные, но мне кажется, что отношения с Белым Цветком несут в себе хотя и сильные, но все же односторонние переживания, тогда как переживания Грааля, полные и всеобъемлющие.

Когда единичность противопоставляется троичности, например, сражение одного противника с гремя, закон полноты требует либо дополнить три до четырех, либо сократить до единицы. Таковы возможные варианты развития существующей структуры. Парсифаль не может вернуться в замок Грааля, ибо нельзя просто так перейти от символики числа три к символике числа четыре. Все, что он в состоянии сделать, чтобы продолжать действовать дальше, это свести символ к единице.

Когда единичный символ не в состоянии разрешить возникшее противоречие, для успешного развития следует несколько ограничить его рациональный смысл. Если по мере приближения к следующему символическому числу возникает определенный прогресс, нет ничего лучше. Но если этого не удается, символическое содержание несколько регрессирует, чтобы на какое-то время себя спасти и продолжать свое развитие.