Роберт Джонсон

ОН (о Граале)

же возникает вопрос: что в таком случае делать с женой и детьми?)

По мере развития нашей истории очень важно взглянуть, что происходит с фемининным элементом, а затем обратить внимание и на маскулинную часть. Некоторые психологи интерпретируют весь миф как поединок между стремящейся к совершению кровопролития маскулинности е воскрешающей фемининностью, который заканчивается установлением баланса между ними. Этот баланс олицетворяет собой Король Грааля.

Мы уже упоминали о мече, с которого постоянно капала кровь. Это был камень, которым Каин убил Авеля, и копье, которым стражник пронзил подреберье распятого на кресте Христа, Во все времена тот меч ранил людей и нес им смерть, поэтому с него не переставала течь кровь.

Парсифаль разрывается между своей маскулинностью, стремящейся к обладанию мечом, и фемининной жаждой Грааля. Между этими двумя стремлениями идет непрерывная внутренняя борьба. В замке Грааля в одном и том же месте находятся и окровавленный меч, и Священная Чаша, что символизирует сочетание мужской агрессивности и души, ищущей любви и единения. Эти две части буду сражаться между собой внутри каждого мужчины до тех пор, пока не придут в равновесие.

Меч выполнил свое назначение, послужив святому делу, когда его вытащили из ножен при распятии. Тогда мечом овладела маскулинность. Через страдания произошло воплощение мужского начала. Женщине оставалось лишь, заломив руки, смотреть как мужчина навлекает на себя беду, которая приведет его к страданию. Он должен был пройти весь этот путь искупления. По мере осмысления этот процесс становится короче и не приводит к сильным страданиям, (К сожалению, мужчины не могут вести себя осмысленно в подобных случаях.) Итак, окровавленный меч - это меч, назначение которого искуплено страданием.

Постоянная тяга к азиатским религиям непосредственно связана с поисками Грааля. Азия никогда не была раздробленной, подобно западной Европе, поэтому азиат никогда не разделяет свой внутренний мир на светский и духовный, как это трагически произошло у нас. Ни один житель Азии, который следует духовным традициям, никогда не удаляется от замка Грааля. Глядя на нас, азиатские мудрены задают вопрос; "Что же в этом мире заставляет ваш народ пребывать в состоянии непрерывной спешки и величайшего голода?" Кто-то сравнил нас с "теми арианскими птицами, которые приготовлены на заклание и ждут своего часа". Люди, поглощенные таким стремлением, представляют из себя ужасное зрелище. Этого не понимают на Востоке. Глядя на весь наш символизм, восточные фиилософы задают вопрос: "Почему в вашем кровопролитии так много крови?" Бремя всех завоеваний, которые знал западный мир, взяла на себя культура, в том числе и окровавленный меч, ставший одним из главных ее символов. Этот подавляющий арианский символ завоевания возник в нашей культуре после неудачи в замке Грааля.

Сама конструкция навесного моста намекает на природу замка Грааля. В материальном мире этого моста не существует. Это - внутренняя реальность, мироощущение, поэзия, мисгичсское переживание- Искать его во внешнем мире - значит, заведомо обречь себя на бесплодные усилия и финальную неудачу. Однако пока наша тяга к внешнему миру, который является для нас единственно реальным, настолько сильна, что большинству из нас требуется переживание внешних драм, подпитывающее наш внутренний поиск. Одно это уже вызывает подозрения, ибо, Грааль, который всегда находится у нас под рукой, достигается значительно лучше, когда затягиваются раны, чем в результате активной творческой деятельности Средневековая христианская пословица гласит:

"Искать Бога - значит ранить Бога." Ее смысл заключается в том, что Бог вездесущ, и любые поиски означают лишь отрицание Его вездесущности. Мой друг, хирург, любит повторять: "Не стоит ничего чинить, пока оно не сломалось." В более широком смысле его слова можно понимать так: "Не стоит искать то, что лежит у вас под руками." Но мы - жители запада, поэтому упорно занимаемся поисками лишь для того, чтобы понять их бессмысленность и бесперспективность.

Тот же самый мотив присутствует в китайской легенде.

Одна рыба услышала, как человек, который стоял на суше, рассуждал о чуде, которое называется водой. Его слова так заинтересовали рыбу, что она собрала всех своих знакомых рыб и объявила им, что отправляется на поиски этого чудесного вещества. По обычаю она попрощалась со всеми и отправилась в дальний путь. Прошло много