Верещагин

Терапия Истинной Кармы

человека с окружающим миром! Отрицательный результат — тоже результат. Мы знаем, что в другой раз наши действия должны быть другими. Только и всего.

А если неудача вызвала в нас чувство вины? Так ведь эта вина у нас перед нами же самими. Мы ее сами ощутили — нам ее никто не внушал. И нам не перед кем искать прощения, кроме как перед самими собой, поскольку мы осудили себя сами. А как получить настоящее прощение? Ведь не наказывать же себя самого? Другого — это осмысленно, потому что может удержать его от повторения эпизода. А себя? Как простить себя самого?

Принять ответственность на себя — это значит не винить ни в чем ни себя, ни других. Других винить не в чем — они не виноваты. Себя винить тоже не в чем — вы тоже не виноваты. К тому же винить себя, как мы видели, дело не только бесполезное, но и разрушительное. Вместо того чтобы тратить время и силы на самообвинения, надо реально браться за исправление положения, вот и все. Мы просто извлечем уроки, сделаем выводы и будем знать, что в другой раз наши действия должны быть другими, если мы хотим достичь успеха.

Словами, слезами и самоистязанием горю не поможешь. Заметьте, именно те, кто много кается, горюет и плачет, как раз оказываются неспособными извлечь уроки из своих неудач — и в итоге десять раз наступают на одни и те же грабли. Тот же, кто не винит себя попусту, а ищет способ действовать, извлечет уроки и просто изменит неэффективное поведение на эффективное.

А к каким приемам прибегнуть для исправления ситуации — мы поговорим уже совсем скоро.

А пока сделаем предварительные выводы.

Итак, вот правило профилактики кармы номер один.

Избежать опасной тяги к чувству вины, наказанию и прощению позволит осознание того, что ты, даже потерпев неудачу, ни перед кем, включая себя самого, не виноват, — эта неудача не есть наказание за какие-то «провинности» и никакого наказания за собой не повлечет. Нужно понять, что ответственность за неудачу несешь ты сам, — но дело не в твоей мнимой «вине», а лишь в твоих неадекватных действиях. Ошибка в поведении — не грех, ошибаться может каждый, а осознав свою ошибку, исправить ее тоже может каждый. Если это осознать, то и тогда неудача не сломает тебя, а сделает лишь сильнее и опытнее. Действуй, уничтожая чувство вины.

Избежать соблазна индуктивных мифов

Вторая привычка, взятая нами из социума и тоже содействующая появлению кармы, — это тяга к так называемым индуктивным мифам. Почву для создания в обществе индуктивных мифов создает не что иное, как врожденное чувство вины большинства людей. Как говорится, спрос рождает предложение. Это абсолютная истина для человеческого общества.

Что же такое индуктивные мифы?

Знаете, каков тезис любой предвыборной кампании, политической речи и прочих публичных выступлений? «Скажи им то, что они хотят услышать»! Успех будет обеспечен. Именно на этом играют кандидаты в депутаты, рассыпаясь перед избирателями в многочисленных предвыборных обязательствах. Практика показывает, что выполнять потом эти «обязательства» совсем не обязательно.

Причем такая циничная позиция, наверное, существовала невероятно давно. Она просто пропитала культуру, и желающим создать новый миф оставалось пойти только на маленькую внутреннюю уступку: «Ведь Высшие силы существуют, и я знаю, чего они хотят, я же чувствую это!» (В смысле мир должен быть выстроен по-моему, и Бог, если он есть, конечно, хочет того же…) «Ничего, Бог, если я поговорю немного за тебя? А? Ничего, можно? Я так и думал!» И рождается очередной индуктивный миф.

Точно так же, как отдельный человек, мучимый чувством вины, ищет авторитета, перед которым можно «повиниться», «покаяться» и заслужить вознаграждения, — так же и толпа ищет «кумира», «вожака», «лидера», который «умнее, лучше нас, больше знает и нас всех облагодетельствует»!

Именно на этом свойстве толпы играют многочисленные дельцы: в самом деле, если люди хотят чувствовать себя недостойными и просить у кого-то помощи и защиты — ну так что ж, дадим им почувствовать, что мы лучше и выше, и свой авторитет поднимем, а заодно товар продадим подороже!

Такая позиция глубоко проникла в культуру. И вот все чаще стали появляться люди, которые, вознося себя над толпой, проповедовали примерно следующее: «Есть высшие силы, о которых я знаю больше вас. За „правильные" поступки они награждают, за „неправильные" наказывают. Ваши несчастья от этих ошибок — вы провинились. А как быть „правильным", я вам расскажу».

Вот так и рождаются индуктивные мифы. Множество людей, говорящих якобы от имени Бога, на самом