Говард Ф.Лавкрафт

Зов Ктулху

ни о фигурке идола, которую он им

показал, теперь инспектор обратился к ведущим специалистам в данной области

и вновь не смог услышать ничего более существенного, чем гренландская

история профессора Уэбба.

Лихорадочный интерес, вызванный на собрании специалистов рассказом

Легресса и подкрепленный показанной им фигуркой, получил отражение в

последующей корреспонденции присутствовавших специалистов, хотя почти не был

упомянут в официальных публикациях археологического общества. Осторожность

-- всегда является первой заботой ученых, привыкших сталкиваться с

шарлатанством и попытками мистификации. На некоторое время Легресс передал"

фигурку идола профессору Уэббу, однако, после смерти последнего, получил ее

обратно и она оставалась у него, так что увидеть загадочную вещицу я смог

лишь совсем недавно. Это в самом деле довольно жуткого вида произведение,

несомненно очень похожее на "сонную скульптуру" юного Уилкокса.

Неудивительно, что мой дед был весьма взволнован рассказом скульптора,

ибо какие же еще мысли могли у него возникнуть, если учесть, что он уже знал

историю Легресса о загадочном культе, а тут перед ним был молодой человек,

который увидел во сне не только фигурку и точные изображения иероглифов,

обнаруженных в луизианских болотах и гренландских льдах, но и встретил во

сне по крайней мере три слова, в точности повторяющих заклинания эскимосских

сатанистов и луизианских уродцев? Естественно, что профессор Эйнджелл тут же

начал свое собственное расследование; хотя по правде сказать, я лично

подозревал юного Уилкокса в том, что тот, каким-то образом узнав о

злополучном культе и выдумав серию так называемых "сновидений", решил

продлить таинственную историю, втянув в это дело моего деда. Записи

сновидений и вырезки из газет, собранные профессором, были, разумеется,

серьезным подкреплением его догадок; однако мой рационализм и

экстравагантность проблемы в целом привели меня к выводу, который я тогда

считал" наиболее разумным. Поэтому, тщательно изучив рукопись еще и еще раз

и соотнеся теософические и антропологические суждения с рассказом Легресса,

я решил поехать в Провиденс, чтобы высказать справедливые упреки в адрес

скульптора, позволившего себе столь наглый обман серьезного пожилого

ученого.

Уилкокс все еще проживал в одиночестве во Флер-де-ЛизБилдинг на

Томас-стрит, в здании, представлявшем собой уродливую викторианскую имитацию

архитектуры семнадцатого века, выставлявшую собой оштукатуренный фасад среди

очаровательных домиков колониального стиля в тени самой изумительной

георгианской церкви в Америке, Я застал его за работой и, осмотрев

разбросанные по комнате произведения, понял, что передо мной на самом деле

выдающийся и подлинный талант. Я был убежден, что он со временем станет

одним из самых известных декадентов, ибо он сумел воплотить в глине, затем

отразить в мраморе те ночные кошмары и фантазии, которые Артур Мэйчен создал

в прозе, а Кларк Эштон Смит оживил в своих стихах и живописных полотнах.

Смуглый, хрупкого сложения и несколько неряшливого вида, он вяло

откликнулся на мой стук в дверь и, не поднимаясь с места, спросил что мне

нужно. Когда я назвал себя, он проявил некоторый интерес: видимо, в свое

время мой дед разбудил в нем любопытство, анализируя его странные

сновидения, хотя так и не раскрыл перед ним истинной причины своего

внимания. Я также не прояснил для него этой проблемы, но тем не менее

постарался его разговорить.

Спустя очень короткое время я смог полностью убедиться в его

несомненной искренности, поскольку манера, в которой он говорил о своих

снах, рассеяла мои подозрения. Эти сновидения и их след в бессознательном

сильнейшим образом повлияли на его творчество. Он показал мне чудовищную

статую, контуры которой оказали на меня такое воздействие, что заставили

едва ли не задрожать от заключенной в ней мощной и темной силы. Он не мог

припомнить никаких иных впечатлений, вдохновивших его на это творение,

помимо своего "сонного барельефа", причем контуры фигуры возникали под его

руками сами собой. Это был, несомненно, образ гиганта, созданный его бредом

во время горячки. Очень скоро стало совершенно ясно, что он понятия не имеет

о тайном культе, хотя настойчивые