Говард Ф.Лавкрафт

Скиталец тьмы

в ограде оказалась

довольно широкой, и протиснуться в нее было просто, так что очень скоро

Блейк брел по густой высокой траве. Попадавшиеся ему на пути выщербленные

надгробия свидетельствовали, что некогда тут находилось кладбище, впрочем,

как стало ясно с первого взгляда, это было очень-очень давно. Вблизи

исполинский храм нависал над ним массивной громадой, и он даже немного

испугался, но взял себя в руки и, подойдя вплотную, решил подергать одну за

другой-все три массивные двери на фасаде. Двери были заперты, так что он

двинулся вокруг циклопического здания, надеясь найти хотя бы небольшой лаз.

Но даже и тогда он еще не был уверен, что хочет проникнуть в мрачную

цитадель запустения и мрака. В то же время это в высшей степени странное

сооружение влекло его к себе с неодолимой силой.

Зияющее и ничем не прикрытое подвальное окошко на задах могло послужить

искомым лазом. Взглянув в него, Блейк увидал затянутый паутиной и пылью

подвал, тускло освещенный с западной стороны лучами предзакатного солнца. В

глаза ему бросилась какая-то рухлядь, старые бочки, полусгнившие короба и

бессчетные стулья, шкафы, столы, причем все было покрыто толстой пеленой

пыли, смягчающей резкие контуры предметов. Проржавевшие останки печи

показывали, что здание когда-то было жилым и содержалось в порядке, по

крайней мере до середины викторианской эпохи.

Действуя почти бессознательно, Блейк пролез в окошко и опустил ноги на

бетонный пол, покрытый ковром пыли и усеянный обломками древней рухляди.

Сводчатый подвал оказался довольно просторным помещением без внутренних

перегородок, а в дальнем углу справа, среди темных теней он разглядел узкий

черный арочный проход, по-видимому к лестнице наверх. Попав в это призрачное

здание, Блейк ощутил в душе щемящую тревогу, но, совладав со своим страхом,

стал осторожно осматриваться. В пыльной куче хлама он нашел еще прочную

бочку и подкатил ее к окну, дабы подготовить себе путь к отступлению. Затем

он собрался с духом и, разрывая плотную завесу паутины, пересек подвальное

помещение к арке. Едва не задохнувшись от пыли и ощущая на лице липкие

обрывки паутины, он добрался до лестницы и начал подниматься по выщербленным

каменным ступеням, тонущим во тьме. Фонаря у него не было, и он шел наобум.

После резкого поворота ступенек Блейк нащупал запертую дверь, и пошарив

пальцами, наткнулся на древнюю щеколду. Дверь отворялась внутрь, и за ней он

увидел тускло освещенный коридор. Коридор был обшит деревянными панелями,

изъеденными прожорливыми древесными жучками.

Поднявшись на первый этаж, Блейк спешно стал его обследовать. Все

внутренние двери оказались не заперты, и он свободно переходил из залы в

залу. Колоссальный неф производил жуткое впечатление из-за многолетней пыли,

плотным слоем покрывшей ложи прихожан, алтарь, резной амвон и орган, и из-за

исполинских сетей паутины, протянувшихся между арок галереи и опоясывавших

готические колонны. И на всем этом безмолвном запустении играли

пугающе-таинственные лучи заходящего солнца, что пробивались сквозь

потемневшие витражи огромных апсидных окон.

Витражи были настолько закопчены, что Блейк с трудом распознал

некоторые изображения, но даже то немногое, что удалось разглядеть, очень

ему не понравилось. Рисунки были в общем довольно традиционными, и,

разбираясь в тайном смысле магического символизма, он узнал многое, что

относилось к древнейшим сюжетам. Выражение лиц некоторых святых на витражах

было откровенно греховным, а одно окно, похоже, изображало просто темную

бездну, прорезанную спиралями неясного света. Отворотившись от окон, Блейк

заметил, что покрытый паутиной крест над алтарем был не вполне обычного вида

и напоминал древний анк, или crux ansata древних египтян.

В ризнице, рядом с апсидой, Блейк обнаружил полусгнивший письменный

стол и высокие, под потолок, стеллажи со старинными фолиантами, все

потраченные жучками, а многие и с распавшимися листами. Здесь впервые он

испытал самый настоящий шок от объявшего его ужаса, ибо названия сих книг

сразу сообщили ему о многом. То были запретные черные сочинения, о которых

большинство здравомыслящих людей никогда не слыхало, либо же слыхало лишь

обрывочные упоминания вполголоса; то были устрашающие своды древнейших

секретов и формул, которые поток времени