С. Д. Блэк, К.С.Хайатт

Вуду в мегаполисе

делает вуду какой-то "вторичной" религией. Крест же - древнейший африканский символ, обозначающий перекресток, где встречаются материя и дух. Крест - это место, где сакральное встречается с мирским, профаническим. Кроме того, крест символизирует Космос, четыре стороны света, в которых обитают различные божества.

Если в современных традициях вуду и сантерии заметно влияние христианства и даже ислама, то это всего лишь результат их исторического развития. Вхождению элементов чужеродных религий в структуру религий африканских способствовали многие факторы, но прежде всею - работорговля и колонизация.

Недавно некоторые афро-американцы предложили сменить название их религии: вместо "сантерии" называть ее йоруба. Тем самым они хотели бы подчеркнуть, в основном, африканское происхождение сантерии. Хотя это желание понятно и справедливо, все же между изначальными африканскими религиями и тем, что мы имеем в Америке сегодня, есть достаточно ощутимая разница. Нам кажется, что предложение о смене названий найдет поддержку лишь в черных общинах, в то время как большинство приверженцев сантерии - это кубинцы, пуэрториканцы, бразильцы и т. д. - то есть люди смешанных рас.

Тем не менее, такие ученые, как доктор Нили (Бобби Джо Нили. Современный афро-амереканский вудуизм (черная религия): сохранение и адаптация древней афро-египетской системы мистерии. Беркли, Калифорнийский университет, 1988) считают, что "вудуизм является основой всех афро-американских религий" (в отличии от авторов "Вуду в мегаполисе", Нили понимает под "вудуизмом" африканские, а не афро-американсие религии) независимо от того, кто практикует их. Мы думаем, это относится и к тем белым, которые чувствуют в себе склонность к вуду и на которых в нашем христианском мире навешивают ярлыки "черных магов".

Нили утверждает, что попытка белых клерикалов уничтожить африканские религии провалилась. Буду, как бы оно ни называлось, несет в себе дух Африки, и этот дух сохранился в Западном мире благодаря тому, что были сохранены песни, танцы, магические и целительские методы, ритуалы и язык изначальной религии.

Вуду часто понимают как проявление расового и культурного сопротивления угнетенного класса людей в чужом враждебном обществе.

Слово "диаспора" часто употребляют применительно к еврейскому народу, который оказался рассеянным по всему миру, но сохранил свою изначальную, родную религию, даже если верность ей грозила массовым истреблением. Правда, большая часть евреев все-таки ассимилировалась в новые культуры.

Почему-то потомков порабощенных африканцев в Америке никто не называет "диаспорой". А ведь это слово к ним вполне применимо. И всплеск интереса к вуду в Соединенных Штатах очень напоминает "возвращение" многих евреев к религии своих предков. Под "религией предков" они понимают ортодоксальную практику иудаизма, а не его христианизированный вариант, которому раньше следовало большинство евреев в США.

Американских евреев заставляли принимать христианские ценности, продолжая дискриминировать их как иудеев. Как бы евреи ни старались слиться со своими христианскими угнетателями, те все равно относятся к ним как к подозрительным и опасным чужакам. Евреи продолжают быть объектом ядовитых шуточек и злобных оскорблений. Хотя быть антисемитом сейчас уже не модно, евреев по-прежнему считают "убийцами Христа" и "инородцами". Иногда их даже называют "белыми ниггерами". Евреев учат христианской этике и морали, и психологически они часто чувствуют себя более виноватыми, когда нарушают заповеди христианской религии, а не своей родной!

Африканцев также учили христианству, но, в отличие от евреев, им не позволяли иметь свои особые храмы. Африканская религия формально была запрещена и уничтожена. Большая часть афро-американцев на сегодня приняла христианство и отказалась от своего духовного наследия ради призрачных целей жизни среднего класса. Как и многие евреи, негры приняли религию, порабощавшую и унижавшую их. Христианство является неофициальной государственной религией США, что бы ни гарантировали нам Конституция и Билль о Правах.

Впрочем, не все афро-американцы духовно капитулировали перед своими новыми хозяевами. Некоторые негры сохранили и практиковали свою родную религию в тайне, а сегодня возвращаются к ней открыто. Как и евреям, черным американцам не разрешалось исповедовать свою религию в ее изначальной форме. Евреям и неграм запрещалось