Мэнли П. Холл

Утерянные ключи Масонства или Секрет Хирама Абиффа

V

Мастер Строитель

На высших ступенях духовного развития стоит Мастер Масон, который символизирует выпускника школы эзотерических знаний. В древних символах он изображается старцем с длинной белой бородой, опирающимся на посох, брови философа нависают над глубокими, пронизывающими глазами. Он стар не летами, но мудростью и пониманием - единственным мерилом возраста. Сквозь долгие годы труда он нашел посох жизни и истины, на который он опирается. Он более не зависит от слов окружающих, внимая лишь тихому голосу, идущему из сердца его сущности. Нет более славного положения, которое мог бы занять человек, чем положение Мастера Строителя, через труд взошедшего по ступеням человеческого сознания. Время есть дифференциация вечности, введенная человеком для измерения прохождения событий. На духовных планах Природы - это расстояние между этапами духовного роста и, следовательно, не измеримо материальными способами. Многие приходят в этот мир, уже являясь Гранд Мастерами Масонской Школы, в то время как множество уважаемых и почитаемых братьев тихо отошли в мир иной так и не заслужив допуска к ее вратам. Мастер Масон - человек, жизнь которого до краев наполнена опытом, обретенным в медленном паломничестве вверх по винтовой лестнице.

Мастер Масон является воплощением силы человеческого ума, этого звена, связывающего небо и землю в бесконечную цепь. Его духовный свет ярче потому, что он развился в более высокий носитель для его выражения. Поверх любого конструктивного действия и эмоции парит сила мысли, которая на крыльях мчится к источнику Света. Ум есть высшая форма его человеческого выражения, и он проникает в великую тьму внутреннего пространства, освещенного только плодами рассудка. Славные привилегии Мастера Масона согласуются с его возросшими знаниями и мудростью. Из ученика он расцвел в учителя, из царства ведомых он вступил в маленькую группу, долженствующую прокладывать путь. Для него открылись Небеса, и Великий Свет озаряет его. Блудный Сын, долго скитавшийся в темноте, наконец, вернулся в дом Отца. С небес вещает Голос, его сила сотрясает Мастера, пока вся его сущность не исполнится этими божественными вибрациями: Се Сын Мой возлюбленный, Я им доволен. Древние учат, что солнце не является источником света, жизни или силы, но лишь посредник, через который жизнь и свет отражаются в физическую субстанцию14. Мастер Масон есть в действительности солнце - великий отражатель света, излучаемого через его организм, очищенный годами подготовки, этой чудесной силы, являющейся светом Ложи. Он стал по истине представителем Высочайшего. Он стоит меж сияющим светом и миром. Сквозь него проползает великая змея Гидра, изо рта ее свет Бога льется людям. Его символом является восходящее солнце, поскольку в нем дневное светило во истину взошло во всем великолепии из тьмы ночи, освещая бессмертный Восток первыми проблесками наступающего дня.

Со вздохом Мастер откладывает инструменты в сторону. Для него возведение храма приближается к завершению, укладываются последние камни, со смутным сожалением он гасит известь, созерцая купол и минарет, возведенные силой его труда. Истинный Мастер не может оставаться без дела и по мере приближения дня окончания трудов сердце его печалится. Один за другим братья по Ремеслу покидают его, каждый идет своим путем; постепенно восходя, он оказывается на вершине храма в одиночестве. Осталось уложить один камень, но его не удается найти. Он где-то сокрыт. Преклонив колена в молитве, Мастер просит Силы направить его поиск. Свет солнца сияет над ним и омывает небесным блеском. Внезапно с Небес раздается Голос: Храм завершен и в лице Моего преданного Мастера найден недостающий камень.

Обе ножки циркуля подняты из-под угольника. Божественное освобождено из куба; сердце и ум в равной степени освобождены от символа смерти и в виде эмоции и мысли они соединяются для прославления величайшего и высшего. Тогда соединяются Солнце и Луна, Герметический Градус завершен.

Мастеру Масону предоставляются возможности, не досягаемые для простого смертного, но он не должен упускать из виду, что с каждой возможностью приходит космическая ответственность. Лучше знать и не делать, чем вовсе ничего не знать. Он понимает, что у него нет возможности избежать ответственности, ему надлежит принимать и решать все проблемы. Единственная радость живет в сердце Мастера - радость видеть плоды своего труда. О Мастере можно сказать, что через страдания он научился радости, сквозь слезы он научился улыбаться и, умирая, он научился