Максим Карпенко

Вселенная Разумная

Такие явления были названы необычными событиями. Они включают наблюденные происшествия: падающих с неба камней, животных, льда или необычных предметов, необычных электромагнитных, звуковых и визуальных явлений, НЛО, нлонавтов и контактов с ними, необычных астрономических наблюдений, необычных сил, фокусированных на отдельных людях, наблюдениях несуществующих или доисторических существ, странных археологических находок и т. д.

Они являются пограничными эпизодами природы, такими, которые подходят только к хвостам кривых вероятностей. Эти явления лежат между теми, которые объясняются принятыми концепциями естествознания, и теми, которые не объясняются ими. Многие из этих случаев пересекаются с характеристиками и свойствами так называемых парапсихических явлений, о которых будет говориться в одной из последующих глав этой книги.

Необычные явления сложны из-за самой их природы; они существуют как скоротечные. И они не только редкие- что делает их систематическое изучение достаточно трудным - они являются также коротко-живущими явлениями. Временная длительность индивидуального события обычно очень коротка и локализована, но крайне интересна.

Более важно то, что редкие сочетания условий, необходимые для возникновения феноменов, кажется, существуют не дольше их. Несмотря на созданную человеком обширную и сложную сеть регистрации, а также хитроумные инструменты, скоротечные природные события все еще ускользают от официального обнаружения. Когда же официальные обнаружения явлений отсутствуют, то они не могут и существовать.

Исторически известен очень длинный список необычных явлений, которые все время или слишком долго были вне поля зрения измерительных служб и по современным понятиям не могут быть признанными. Одно время считалось, что метеоры тоже не могут падать с неба, и те люди, которые видели падающие метеоры, рассматривались как незадачливые наблюдатели. Некогда полагали, что и шаровая молния не может возникнуть, но все-таки она возникала задолго до создания плазменной физики и корреляционных уравнений.

Мы как вид существуем в мире, который воздействует на нас мириадами единиц информации. На эти сообщения мы накладываем некоторую понятийную структуру, и мир становится для нас более осмысленным. Модель структуры берет начало в наших биологических и социальных свойствах, обусловливается физической и социальной средой. Она предоставляет нам структуру-каркас соответствий, благодаря которой опыт может оцениваться как реальный и не реальный.

Существуют различные названия для хорошо организованной модели, которую группа людей использует для выражения своего миропонимания. В зависимости от природы моделей и методов, которыми модели воссоздаются, они могут называться религией или наукой. В смысле социальной функции они мало различимы: обе удовлетворяют структурным потребностям общества. В настоящее время большинство человеческих сообществ находится под влиянием перспектив, возникающих из следствий функционирования научной структуры.

Однако даже эта структура непостоянна. В истории человечества бывали времена, когда модели восприятия сменялись, как в калейдоскопе. Одно время Земля рассматривалась как центр Вселенной; звезды и планеты были светящимися шарами, движущимися относительно Земли вдоль хрустальных сфер; некоторые люди видели эти сферы.

А когда люди трактовали Землю как недавнее творение Бога, то ископаемые останки в пластах, возраст которых составлял миллионы лет, становились жертвами этой доктрины.

Как было показано Томасом Куном, изменение научной структуры, приводящее к более адекватной модели мира, происходит всегда путем революций в науке, революций восприятия. Возникающее при этом новое миропонимание способно объяснить большее количество фактов, чем предыдущее. Но, тем не менее, после каждой научной революции все же остаются сиротские данные: сообщения, которые неприемлемы для принятого мировоззрения; модели, которые несовместимы с современной структурой; измерения, которые незначительны. Необычные явления как раз и могут быть теми остатками, которые пребывают в ожидании быть реорганизованными в новую перспективу, что, однако, может потребовать реорганизации наших представлений.

Необычные явления редки, кратковременны и, со многих точек зрения, невероятны. Однако изучение таких событий важно