Максим Карпенко

Вселенная Разумная

в процессе роста потребностей человека видит основную причину образования всего спектра современных кризисных явлений: Уподобившись Гаргантюа, человек развил в себе ненасытный аппетит к потреблению и обладанию, производя все больше и больше, вовлекая себя в порочный круг роста, которому не видно конца... Серьезные усилия потребуются для того, чтобы заставить человечество осознать невозможность продолжения наметившихся ныне тенденций технического развития, или так называемого прогресса - этого лавинного и абсолютно анархического процесса, не поддающегося никакому внешнему регулированию и совершающего все новые и новые гигантские скачки вперед без всякой реальной связи с потребностями общества и невзирая ни на непосредственную полезность, ни на возможные отдаленные последствия для развития жизни на планете.

Около ста лет назад подобные же мысли высказывал Н.Ф.Федоров, гневно обличавший мануфактурные игрушки, промышленность и торговлю, всю эту мелочь, которой так гордится современный человек. Однако пути для преодоления человеческой самости, царства сытой гастреи, материократии - по Федорову, и консьюмеризма - неуемной склонности к потребительству - по Печчеи, - эти мыслители, которых разделяет почти столетие, предлагали различные.

Федоров пути спасения человечества видел в Общем Деле, которое спасет людей, поскольку пока у человеческого рода нет общего дела, силы его будут поглощаться делом общественным, которое требует разделения, партий, борьбы.

Для Печчеи основой является совершенствование человеческих качеств; И нет, не будет ему спасения, пока сами люди не изменят своих привычек, нравов и поведения. Ибо суть проблемы, которая встала перед человечеством на нынешней ступени его эволюции, заключается именно в том, что люди не успевают адаптировать свою культуру в соответствии с теми изменениями, которые сами же вносят в этот мир, и источники этого кризиса лежат внутри, а не вне человеческого существа, рассматриваемого как индивидуальность и как коллектив. И решение всех проблем должно исходить прежде всего из изменения самого человека, его внутреней сущности. Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования, ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать весь ее огромный потенциал для благих целей...

Нет никаких сомнений в правильности указанных путей, больше того - в абсолютной необходимости их сочетания для совместного воздействия на судьбу человечества и окружающего его мира. Но является ли консьюмеризм имманентной - внутренне присущей человеку чертой? Не может ли оказаться, что мануфактурные игрушки, предлагаемые человеку техносферой, играют роль стимула, активизирующего его творческие потенции в нужном техносфере направлении? Есть все основания считать, что дело обстоит именно таким образом. В качестве основного довода, подтверждающего это предположение, следует, видимо, назвать факт возникновения - особенно в последнее время,-все большего числа новых потребностей, их стремительный качественный рост. Я думаю, что не следует сколь-либо подробно останавливаться на этом тезисе или приводить какие-то иллюстрации к нему, хотя от одного удивительного примера удержаться трудно: в настоящее время доходы косметических фирм США превысили доходы военной промышленности. Да, разумеется, дамы должны быть прекрасны, но, как это ни печально, этот пример иллюстрирует еще одну опасную тенденцию эволюции человека - ее искусственность. На смену биологической эволюции пришла эволюция культурная.

А.Печчеи пишет: Уникальность человека как вида по сравнению со всеми другими живыми существами в том, что он приспосабливается к изменяющейся среде обитания и внешним условиям скорее за счет культурных, чем генетических механизмов... По мере того, как естественная древняя среда обитания человека все более приобретала нынешний вид цивилизованного жилища, сам он все менее и менее зависел от своей чисто биологической стойкости и процессов биологической эволюции, все более полагаясь на покровительство артефактов и изобретений культуры... Неустанно распространяя по планете наш искусственно созданный мир, мы оккупируем,