Максим Карпенко

Вселенная Разумная

видимо, не скажется на развитии систем более высоких иерархических уровней Вселенной. Можно, видимо, сделать вывод о том, что с повышением иерархического уровня систем Wf. поведение .становится более детерминированным. Об этом знали еще древние и Птолемей, например, считал, что некоторые события, охватывающие, скажем, целые народы и государства, гораздо легче предсказуемы, чем судьба отдельного человека.

Второй вывод, по-видимому, более значим. Нетрудно заметить, что вроде бы разумные процессы, а свобода воли в нашем понимании есть, если и не синоним разума, то, по крайней мере, одно из его проявлений, в силу своей непредсказуемости оказывается в одном ряду с хаотическими и флуктуационными процессами. Но свобода воли, реализуемая сегодня отдельными индивидуумами, вряд ли может считаться разумной с точки зрения Вселенной, и в силу эгоцентристских интересов индивидуума является, как правило, инициатором энтропийных процессов. Множество разрозненных индивидуальных воль создает своеобразную броуниаду разума, иллюстрацией чего может служить история человечества.

Здесь необходимо опять вернуться к идее Общего Дела как всеобщей, всечеловеческой деятельности, адекватной задачам и целям Вселенной Разумной, ибо только Общее Дело необходимым образом придает закономерность и природную направленность мириадам свободных воль разрозненных ныне индивидуумов. Только Общее Дело, естественно соединив сегодня, казалось бы, несоединимое - свободу воли и детерминизм, придаст деятельности человека подлинно созидательный, негэнтропийный характер, сообщит человеку осознание его судьбы и цели жизни...

Но сегодня человек плывет по воле волн - волн вероятности и самым парадоксальным образом является творцом своей, неведомой ему самому судьбы. Сегодня мы слепо пытаемся разобраться в сумятице предчувствий и жадно ловим доносящиеся до нас крупицы предсказаний, делаемых странно одаренными людьми - прорицателями, которым дана удивительная способность улавливать информацию, движущуюся против хода времени.

Все сказанное можно проиллюстрировать при помощи еще одной аналогии, где Мир с вневременной точки зрения представляется в виде водоема, по поверхности которого вечно бегут волны. Известно, что волны, распространяющиеся по поверхности, не перемещают масс воды, а лишь изменяют ее геометрию, и это позволяет считать каждый элемент расстояния на этой поверхности аналогом элемента неизменяемой, постоянной событийной среды, то есть одного и того же мига вечного настоящего. Волна же, проходящая через каждый такой элемент расстояния на поверхности является аналогом течения времени, реализующего в событийной среде потенциально содержащиеся в ней события.

При идеальных условиях распространения волн можно говорить об аналоге идеально детерминированной системы: каждая волна модулирует в событийной среде одни и те же процессы. Если же на бегущие идеальные волны будет производиться какое-то, внутреннее или внешнее, воздействие, то волны, пробегающие один и тот же элемент среды, уже не будут одинаковыми - одна и та же реальность, одно и то же пространство, будучи по-разному модулированы, начнут претерпевать изменения. В зависимости от интенсивности воздействия на основной волне может появиться рябь самых разнообразных частот и амплитуд, чему соответствует мелкомасштабные изменения реальности при сохранении ее общего характера. Однако, в предельном случае, при значительном воздействии волна может приобрести совершенно иной характер, аналогией чему будет полное изменение данной реальности.

Отсюда следует, что любая реальность на оси времени может осуществляться с той или иной вероятностью, то есть можно сказать, что каждая реальность представляет собой волны вероятности.

Таким образом, аналогия статической модели времени в первом приближении, приведенная выше, где каждая реальность зафиксирована навеки и уподоблена кадру на киноленте, которая не меняется от просмотра к просмотру, должна быть уточнена. Более подходящим кажется сравнение с театром, где бесчисленное число раз играется один и тот же спектакль. Здесь уже нельзя говорить о железном детерминизме кинофильма: сбиваются актеры, фальшивит оркестр, меняется реквизит, иногда играет дублирующий состав... Но вот что-то происходит - меняется режиссер или его концепция, или просто происходит смена репертуара, и